федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-фз • президент россии

Что такое добровольный сертификат

Добровольный сертификат – документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям стандартов, технических условий и других документов по выбору заявителя. Как следует из названия – не обязателен для оформления.

Добровольный сертификат можно оформить на любую продукцию.

Что является объектом добровольной сертификации?

Добровольная сертификация действует на следующий перечень продукции:

  • На изделия. В эту категорию входят продукты питания, оборудование, мебель, посуда, техника, текстиль, одежда и обувь, детские товары, а также топливо.
  • На различные услуги. Например, туристический бизнес, бухгалтерские и юридические услуги, косметология, транспорт и т. д.
  • На системы управления. В этот раздел входит качество продуктов и услуг, безопасность производства, в том числе пищевого, охрана труда и соответствие экологическим нормам.
  • На персонал. Для подтверждения квалификации сотрудников и их соответствия выполняемой работе. Подойдет для производств, которые во многом зависят от профессионализма своих сотрудников.
  • На производимые работы. В этом пункте учитывается качество способов хранения, реализации или утилизации чего-либо.

Документ можно получить на любую продукцию, вне зависимости от того входит ли она в список обязательной сертификации или нет. При этом стоит учесть, что добровольная сертификация не является заменой обязательной, а может выдаваться как дополнительный документ, подтверждающий соответствие ряду других требований, подобранных уже самим заявителем.

федеральный закон

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 31 декабря 2002 г. N 245, в “Парламентской газете” от 5 января 2003 г., N 1-2, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I) ст. 5140

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 июня 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 460-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 176-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 21 июня 2021 г., за исключением подпункта “а” пункта 9, подпункта “а” пункта 11, пункта 15 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 22 декабря 2020 г., пункта 12 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 г., подпункт “в” пункта 1, пункт 4, подпункт “б” пункта 9, пункт 16 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 23 декабря 2021 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2022 г. N 449-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 ноября 2022 г.

Федеральный закон от 29 июля 2022 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2022 г.

Федеральный закон от 1 июля 2022 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2022 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2022 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2022 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2022 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2022 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2022 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 г., за исключением подпункта “б” пункта 3 и пункта 6 статьи 4 изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2022 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 23 июля 2022 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2022 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2022 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2022 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2022 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2022 г. N 347-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2022 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункты 6 и 7 статьи 24, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 сентября 2022 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

(в редакции федеральных законов от 09.05.2005 № 45-фз, от 01.05.2007 № 65-фз, от 01.12.2007 № 309-фз, от 23.07.2008 № 160-фз, от 18.07.2009 № 189-фз, от 23.11.2009 № 261-фз, от 30.12.2009 № 384-фз, от 30.12.2009 № 385-фз, от 28.09.2022 № 243-фз, от 21.07.2022 № 255-фз, от 30.11.2022 № 347-фз, от 06.12.2022 № 409-фз, от 28.07.2022 № 133-фз, от 03.12.2022 № 236-фз, от 02.07.2022 № 185-фз, от 23.07.2022 № 238-фз, от 28.12.2022 № 396-фз, от 23.06.2022 № 160-фз, от 20.04.2022 № 102-фз, от 29.06.2022 № 160-фз, от 13.07.2022 № 216-фз, от 28.11.2022 № 358-фз, от 05.04.2022 № 104-фз, от 01.07.2022 № 141-фз, от 29.07.2022 № 216-фз, от 28.11.2022 № 449-фз, от 22.12.2020 № 460-фз, от 30.12.2020 № 517-фз, от 11.06.2021 № 170-фз, от 11.06.2021 № 176-фз, от 02.07.2021 № 351-фз)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; (В редакции федеральных законов от 01.05.2007 № 65-ФЗ; от 21.07.2022 № 255-ФЗ)

применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; (В редакции Федерального закона от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

2. Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи. (В редакции Федерального закона от 21.07.2022 № 255-ФЗ)

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты, стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания, стандарты медицинской помощи.

4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в сфере обращения лекарственных средств, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.06.2022 № 160-ФЗ)

безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; (В редакции Федерального закона от 21.07.2022 № 255-ФЗ)

ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры – обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

заявитель – физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия; (В редакции Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ)

знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; (В редакции Федерального закона от 21.07.2022 № 255-ФЗ)

знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации; (В редакции федеральных законов от 21.07.2022 № 255-ФЗ; от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

недействительность декларации о соответствии – основание для прекращения органом государственного контроля (надзора), национальным органом по аккредитации действия декларации о соответствии в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Действие декларации о соответствии прекращается с момента внесения сведений о признании декларации о соответствии недействительной в реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (далее – реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии), включающий в себя в том числе национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза; (Абзац введен – Федеральный закон от 22.12.2020 № 460-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

недействительность сертификата соответствия – основание для прекращения органом государственного контроля (надзора), национальным органом по аккредитации действия сертификата соответствия в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Действие сертификата соответствия прекращается с момента внесения сведений о признании сертификата соответствия недействительным в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии; (Абзац введен – Федеральный закон от 22.12.2020 № 460-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации; (В редакции Федерального закона от 23.06.2022 № 160-ФЗ)

оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; (В редакции федеральных законов от 01.05.2007 № 65-ФЗ; от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; (В редакции федеральных законов от 01.05.2007 № 65-ФЗ; от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; (В редакции федеральных законов от 01.05.2007 № 65-ФЗ; от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия; (В редакции федеральных законов от 01.05.2007 № 65-ФЗ; от 21.07.2022 № 255-ФЗ; от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); (В редакции федеральных законов от 21.07.2022 № 255-ФЗ; от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям документов по стандартизации или условиям договоров; (В редакции федеральных законов от 01.05.2007 № 65-ФЗ; от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

схема подтверждения соответствия – перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям; (Абзац введен – Федеральный закон от 01.05.2007 № 65-ФЗ)

(Абзац введен – Федеральный закон от 01.05.2007 № 65-ФЗ; утратил силу – Федеральный закон от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

региональная организация по стандартизации – организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции; (Абзац введен – Федеральный закон от 30.12.2009 № 385-ФЗ)

стандарт иностранного государства – стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства; (Абзац введен – Федеральный закон от 30.12.2009 № 385-ФЗ)

региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации; (Абзац введен – Федеральный закон от 30.12.2009 № 385-ФЗ)

свод правил иностранного государства – свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства; (Абзац введен – Федеральный закон от 30.12.2009 № 385-ФЗ)

региональный свод правил – свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации; (Абзац введен – Федеральный закон от 30.12.2009 № 385-ФЗ)

(Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2022 № 255-ФЗ; утратил силу – Федеральный закон от 05.04.2022 № 104-ФЗ)

(Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2022 № 255-ФЗ; утратил силу – Федеральный закон от 23.06.2022 № 160-ФЗ)

(Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2022 № 255-ФЗ; утратил силу – Федеральный закон от 23.06.2022 № 160-ФЗ)

впервые выпускаемая в обращение продукция – продукция, которая ранее не находилась в обращении на территории Российской Федерации либо которая ранее выпускалась в обращение и свойства или характеристики которой были впоследствии изменены; (Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2022 № 255-ФЗ)

эксперт-аудитор – физическое лицо, которое является работником органа по сертификации, обладает знаниями и навыками проведения работ по подтверждению соответствия в определенной области, включено в единый реестр экспертов-аудиторов и участвует в работах по обязательной сертификации, выполняемых органом по сертификации; (Абзац введен – Федеральный закон от 22.12.2020 № 460-ФЗ)

выпуск продукции в обращение – поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) в целях распространения на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе; (Абзац введен – Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

орган государственного контроля (надзора) – контрольный (надзорный) орган, уполномоченный на осуществление вида федерального государственного контроля (надзора) или вида регионального государственного контроля (надзора), в рамках которых осуществляется государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов, в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Абзац введен – Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

Статья 3. Принципы технического регулирования

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; (В редакции федеральных законов от 01.05.2007 № 65-ФЗ; от 21.07.2022 № 255-ФЗ)

соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей; (В редакции Федерального закона от 21.07.2022 № 255-ФЗ)

единой системы и правил аккредитации;

единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или подтверждению соответствия;  (В редакции федеральных законов от 21.07.2022 № 255-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и подтверждению соответствия;  (В редакции федеральных законов от 21.07.2022 № 255-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора). (Абзац введен – Федеральный закон от 01.05.2007 № 65-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании

1. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей

Документы для оформления сертификата гост р

Для обязательной и добровольной сертификации ГОСТ Р собирается один и тот же пакет документов:

  • устав организации;
  • свидетельства ОГРН и ИНН;
  • стандарт, по которому продукт был изготовлен;
  • коды статистики;
  • название изделия, его описание, состав;
  • технико-эксплуатационная документация;
  • контракт (от поставщика);
  • документы на производственные помещения (от изготовителя).

К импортным товарам предъявляются более строгие требования, нежели к продукции отечественного производителя. Так, импортеру необходимо предоставить следующие бумаги:

  • реквизиты и данные компании;
  • каталог сертифицируемого товара;
  • инструкции и техпаспорта на изделия;
  • копии контракта на поставку товаров в Россию;
  • фотографии и техническое описание продукции;
  • свидетельство о регистрации и др.

Зачем нужен добровольный сертификат соответствия гост р?

Преимущества добровольной сертификации ГОСТ Р:

  • Повысить лояльность покупателей. Современный потребитель больше разбирается в подтверждающих документах и не лениться проверять их подлинность. Наличие сертификата соответствие повышает доверие к компании.
  • Повысить шансы на победу в тендерах. Если вы хотите участвовать в тендерах и госзакупках, вам не обойтись без подтверждающей документации.
  • Получить возможность размещать продукцию в торговых сетях крупных продавцов. Крупные игроки рынка предпочитают иметь дело с действительно надежными компаниями.
  • Улучшить конкурентоспособность. Как частные покупатели, так и серьезные оптовые закупщики скорее обратят внимание на предприятие, способное подтвердить качество и безопасность продукции.
  • Получить лояльность финансовых организаций. Для банков и других финансовых организаций сертификаты — это лишнее подтверждение серьезности организации.

Не стоит забывать и про импорт. Наличие сертификата дает возможность не только вести коммерческую деятельность в пределах своей страны, но и выйти на международный рынок.

Прохождение добровольной сертификации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» (статья 21). Контролирует данный процесс органы Росаккредитация (Федеральная служба по аккредитации) и Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

Знак добровольной сертификация

В каждой системе добровольной сертификации установлены свои изображения знаков соответствия.

Знаком добровольной сертификации «Национальная система сертификации» является знак РСТ (такой же, какой и был в системе ГОСТ Р). Знак ставится на товаре, прошедшем добровольную сертификацию. От знака РСТ для обязательной процедуры он отличается надписью «добровольная сертификация», нанесенной по контуру.

Кто проводит добровольную сертификацию?

Как было указано выше, контролирует прохождение процедуры Росаккредитация и Росстандарт. Занимаются же сертификацией специальные уполномоченные компании, например, «ЛенТехСертификация». Чтобы получить договор добровольной сертификации, необходимо пройти несколько этапов:

  1. Предприниматель предоставляет образцы продукта для испытаний в аккредитованную лабораторию.
  2. По итогам испытаний составляется протокол с характеристиками образца.
  3. Аккредитованная организация рассматривает документацию и результаты лабораторных испытаний, на основе чего принимает решение о выдаче или отказе сертификата.
  4. Производитель получает документ и право размещать соответствующую маркировку на свою продукцию.

На основании результатов испытаний принимается решение о выдаче подтверждающего документа или отказе. Заниматься сбором документов, подачей заявки и подготовкой к испытаниям вы можете самостоятельно или обратившись за помощью к специалистам по сертификации.

О техническом регулировании

Принят Государственной Думой                               15 декабря 2002 года

Одобрен Советом Федерации                                    18 декабря 2002 года

Отличие добровольной сертификации от обязательной формы гост р

Существует несколько основных отличий обязательной формы от добровольной:

  • Выбор показателей для сертификации. В случае с обязательным подтверждением соответствия, все проверяемые показателя заранее определены и заявитель никак не может повлиять на их выбор. При добровольной сертификации, наоборот, именно заявитель определяет, какие показатели будут подтверждаться.
  • Цель проведения. Обязательный сертификат — это возможность легально производить и реализовывать товар. Добровольная сертификация позволяет улучшить свои позиции на рынке, привлечь новых покупателей и инвесторов, расширить бизнес.
  • Особенности бланка сертификата. Обязательный сертификат оформляется на желтом бланке, а добровольный — на голубом. Оба документа оформляются аккредитованным органом по сертификации.
  • Различия в маркировке. В случае с добровольным сертификатом на маркировке указывается добровольная форма. При этом маркировать продукцию можно только при успешном прохождении испытаний и выдаче подтверждающей документации.
  • Сертифицируемая продукция. Обязательная сертификация проводится только, если продукция попадает в Единый перечень. Добровольно сертифицировать можно любой товар.

Более подробно изучить вопрос отличия добровольной и обязательной сертификации вам поможет наша статья.

Системы добровольной сертификации

26 декабря 2022 г. был принят и вступил в силу приказ Росстандарта № 3358, которым отменено действие отдельных систем добровольной сертификации, включая наиболее известную систему сертификации ГОСТ Р: Система добровольной сертификации продукции Госстандарта России (регистрационный № РОСС RU.0001.03ДО00 от 27 ноября 2000 г.).


Сейчас аналогичной системой добровольной сертификации продукции стала система «Национальная система сертификации», которая в конце 2020 г. перешла от управления Росстандартом в ведомство ФГУП «Стандартинформ».

Полный список систем добровольной сертификации указан в соответствующем разделе на сайте Росстандарта.

Статья 20. закон о техническом регулировании n 184-фз от 27.12.2002

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия);

обязательной сертификации.

4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.

Статья 21. закон о техническом регулировании n 184-фз от 27.12.2002

1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации:

осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию, в которых указывается, что подтверждение соответствия данных объектов осуществляется в рамках системы добровольной сертификации в случае, если выдача сертификатов соответствия установлена правилами системы добровольной сертификации;

предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

2. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

3. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:

свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя. В случае, если указанный документ не представлен лицом или лицами, создавшими систему добровольной сертификации, по собственной инициативе, сведения, содержащиеся в нем, представляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по межведомственному запросу федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;

правила функционирования системы добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи;

изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;

документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

4. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, предусмотренных абзацами четвертым, пятым и шестым пункта 3 настоящей статьи, отсутствия сведений о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

5. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.

Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Схемы добровольной сертификации гост р

Выбор схемы сертификации требует специальных знаний. С первого взгляда некоторые схемы могут показаться очень похожими. Разберемся вместе.

  • С3, С3а. На производителя (серийный выпуск). Оформляется сроком до 4-х лет с обязательным проведением испытаний. Держатель сертификата и производитель должен быть одним и тем же юрлицом. При сертификации свыше 1-го года проводится инспекционный контроль, то есть повторные испытания продукции. В сертификате нет привязки ни к контракту, ни к инвойсу. С3а предусматривает дополнение к С3 — анализ состояния производства сертифицируемой продукции как на этапе выдачи документа, так и на этапе инспекционного контроля.
  • С7. На большую партию продукции. Оформляется без ограничения срока действия с обязательным проведением испытаний. В графе «продукция» указывается не только номер контракта, но и размер партии и инвойс. С7 рекомендуется применять, когда производство или реализация данной продукции носит разовый характер (партия, единичные изделия).
  • С9. На малую партию продукции. Сертификат оформляется без проведения испытаний и выдается без ограничения срока действия. В качестве доказательства соответствия используется декларация с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *