Может ли генеральный директор работать без заработной платы в 2022 году

Кому проценты во благо?

Что делать, если вам предложили сдельную оплату труда? Для начала определитесь, что для вас важнее: стабильный оклад или более высокий, но непостоянный доход. Ведь работа без «фикса» наиболее выгодна либо для новичков, которые хотят набраться опыта, либо для тех, кто уже давно работает в отрасли и знает, на что может рассчитывать, знаком с продуктом и конкуренцией, имеет клиентскую базу и может примерно спрогнозировать свой доход.

«Для профессиональных специалистов и рабочего персонала — тех, кто работает в режиме стопроцентной занятости, — такая система менее интересна, — рассказывает Наталья Белашова, руководитель отделения по подбору постоянного персонала и кадрового консалтинга AVANTA Personnel, филиала Adecco Group Russia в Санкт-Петербурге.

Безусловно, сколько людей — столько и мнений, и отношение к поговорке о синице и журавле всегда было и останется двояким. Кому-то спокойнее работать и знать, что в конце месяца на его карточку придет гарантированная (пусть и не баснословно большая) сумма.

Лучше маленький оклад в руках, чем большие проценты на словах

«На что я буду жить, если в каком-то месяце не будет продаж?» — вот вопрос, который больше всего волнует всех желающих отправиться на вольные хлеба. Ведь несмотря на все преимущества сдельной оплаты, далеко не каждый может себе это позволить. Приведем лишь небольшой список причин, ставящих под сомнение работу без «фикса».

— Отсутствие постоянного дохода, который покрывал бы обязательные расходы на жилье, еду, одежду.

«Бонусная система оплаты не слишком удобна для тех сотрудников, у которых есть кредит или другие личные обстоятельства, требующие гарантированного стабильного дохода, так как в одном месяце ты можешь заработать очень много, а в следующем остаться ни с чем», — отмечает Марина Силина.

— Отсутствие денежных сбережений, которые позволили бы «безболезненно» существовать в течение не слишком плодотворного начального этапа. Как правило, этот период длится от шести месяцев до года. 

— Обман при выплате процентов. К сожалению, нередки случаи, когда на собеседовании озвучиваются одни цифры, а в случае значительного перевыполнения плана собственник начинает жадничать и самовольно урезать проценты. 

«Бонусный оклад — это не фиксированная заработная плата, и всегда есть некоторая вероятность того, что работодатель может его не выплатить (даже в случае полного выполнения работы сотрудником). Поэтому опасения, которые возникают у соискателя в отношении нового работодателя, предлагающего такие условия работы, вполне обоснованы», — комментирует Марина Силина.

Позиция чиновников

Нормативного ответа на обозначенные вопросы в действующих редакциях законодательства нет. Ни Трудовой кодекс РФ, ни иные законы и нормативные акты не содержат однозначного ответа, может ли директор ООО — учредитель работать без зарплаты.

Трудовое соглашение должно быть заключено между работодателем и наемным сотрудником. Но в соответствии с последней рекомендацией чиновников, учредитель ООО не может заключить трудовой контракт сам с собой (Письмо Роструда от 06.03.2022 № 177-6-1).

С позицией представителей Роструда однозначно согласились чиновники из Минфина, выразив свое мнение по вопросу, может ли директор работать без зарплаты, в Письме от 17.10.2022 № 03-11-11/52558.

Ведомственные письма не относятся к нормативным актам, а действуют лишь в статусе разъяснений и рекомендаций. Следовательно, однозначно полагать, что учредитель может трудиться без оплаты, не следует. К тому же учтите, что чиновники могут изменить свою позицию.

Порядок привлечения к общественным работам

Общественные работы от центра занятости – это мера дополнительной социальной поддержки безработных, пока они не трудоустроены. Общественные работы носят социально полезную направленность. Это может быть:

  • благоустройство территорий, уборка улиц, озеленение;
  • работа на детских площадках (в летнее время);
  • офисные и архивные работы в бюджетных организациях;
  • подсобные работы у сельхозпроизводителей;
  • другие виды работ.

Для привлечения на общественные работы ЦЗН заключает договоры с бюджетными организациями и частными предприятиями.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Также указанные работы не должны быть связаны со специальной подготовкой работников, повышением их квалификации.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные ЦЗН как безработные. Преимущественное право есть у граждан, не получающие пособия по безработице, либо состоящие на учете в ЦЗН свыше шести месяцев.

На привлечение к общественным работам требуется согласие безработного. Специалисты ЦЗН обязаны учитывать состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

Для направления на общественные работы заключается срочный трудовой договор. Если гражданин найдет работу, срочный трудовой договор расторгается досрочно.

Ст. 170 тк рф. гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

1. Обязанность работодателя освобождать работника от работы в связи с исполнением последним государственных или общественных обязанностей возникает лишь в том случае, если в соответствии с ТК и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом работодатель должен обеспечить работнику гарантию в виде сохранения за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей.

В отличие от ст. 111 КЗоТ комментируемая статья не возлагает на работодателя обязанность сохранить работнику средний заработок на время выполнения им государственных или общественных обязанностей. Напротив, ч. 2 комментируемой статьи предусматривает, что выплата компенсации работнику за указанное время производится государственным органом или общественным объединением, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 165 ТК, которой предусмотрено, что органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и др.), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Следует отметить, что в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в последнее время вносились изменения, направленные на изменение принципа выплаты компенсации работникам в случае исполнения ими государственных или общественных обязанностей в рабочее время. При этом в одних случаях предусматривается обязанность соответствующих органов и организаций компенсировать работнику средний заработок на время выполнения им государственных или общественных обязанностей, а в других случаях соответствующая компенсация устанавливается работодателю с целью возмещения понесенных им затрат при сохранении работнику среднего заработка.

2. Исключение из общего правила, установленного в ч. 2 ст. 165 и ст. 170 ТК, содержится в ст. 186 ТК, согласно которой при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха. В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.

В ст. 6 Закона РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов” на руководителей предприятий, учреждений, организаций, командиров (начальников) воинских частей возложены обязанности беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов и предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.

3. Обязанность работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей возникает в том случае, если в соответствии с ТК и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

ТК предусмотрено освобождение работника от работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в следующих случаях:

1) в связи с участием работника в коллективных переговорах. Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более 3 мес. (ч. 1 ст. 39);

2) членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка (ч. 2 ст. 171);

3) работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования (ч. 1 ст. 186);

4) члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, – также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением (ч. 3 ст. 374);

5) члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 мес. в течение 1 года (ч. 1 ст. 405).

4. Иными федеральными законами также предусмотрены случаи, когда работник должен освобождаться от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” гарантии и компенсации предоставляются:

1) гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту. За время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы указанным лицам выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы (п. 2 ст. 5);

2) гражданам на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы. На указанное время эти граждане освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы (п. 1 ст. 6);

3) гражданам на время прохождения военных сборов. Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути. Гражданам, проходящим военные сборы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию устанавливаются коэффициенты (районные, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях (п. п. 2, 3 ст. 6).

Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Закона “О воинской обязанности и военной службе”, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ.

Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 704.

Согласно п. 2 названных Правил компенсации в числе других подлежат расходы организаций и граждан, связанные:

1) с проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе в работе (занятиях по подготовке к работе) в составе аппарата усиления военных комиссариатов или при поступлении на военную службу по контракту (за исключением врачей-специалистов и среднего медицинского персонала), к месту проведения указанных мероприятий и обратно, с наймом (поднаймом) жилья, выплатой командировочных (суточных), а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, – с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения);

2) с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий:

медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы;

медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы;

контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;

3) с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно, а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, – с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения), в случае:

подготовки по основам военной службы в учебных пунктах организаций и по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы;

прохождения военных сборов;

вызова военным комиссариатом для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов.

Выплата компенсации осуществляется в указанных случаях путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату. При этом выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации – заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации. Граждане представляют указанные сведения путем подачи заявления на имя военного комиссара соответствующего военного комиссариата (п. п. 4 и 5 Правил).

5. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации” участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном УПК, 1 раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, – на все время рассмотрения этого дела (ч. 1 ст. 10 указанного Закона).

Статьей 11 этого же Закона предусмотрено, что:

1) за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период;

2) присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда;

3) за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускается;

4) время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 12 указанного Закона). В частности, согласно ст. 17.5 КоАП воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тыс. руб.

6. Федеральным законом от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ “Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации” установлено, что за арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ (п. 3 ст. 7 указанного Закона). Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа (п. 2 ст. 7). Кроме того, Закон предусматривает, что арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, выплачивается компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного МРОТ, установленного законодательством РФ. Указанное вознаграждение выплачивается соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета. Кроме того, арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации (п. п. 1 и 2 ст. 6 указанного Закона).

Согласно ст. 8 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Этой статьей также предусматривается, что за время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

7. Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” предусмотрено освобождение работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) в связи с наличием у него статуса члена избирательной комиссии, статуса кандидата либо статуса специалиста, работающего в контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии РФ, избирательной комиссии субъекта РФ, а в случаях, предусмотренных законом, и при иной комиссии.

Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу (п. п. 17 и 19 ст. 29 указанного Закона).

Возможность освобождения работника от работы может быть связана с реализацией им права гражданина РФ быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивного избирательного права). Статья 41 указанного Закона устанавливает гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов.

Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел РФ, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата (за исключением обязанности представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда), с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии – с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.

В случае, предусмотренном п. 3 ст. 71 указанного Закона, кандидат, занявший место выбывшего кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата.

Согласно п. 2 ст. 40 Закона зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через 5 дней со дня регистрации. Законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более 5 тыс. избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

Государственные и иные органы и учреждения, включая Центральный банк РФ, Сберегательный банк РФ, главные управления (национальные банки) ЦБ РФ в субъектах РФ, по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через 1 мес. со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума обязаны откомандировать специалистов в распоряжение комиссий. При этом в распоряжение Центральной избирательной комиссии РФ, избирательной комиссии субъекта РФ специалисты откомандировываются на срок не менее 5 мес., а в распоряжение иной комиссии – на срок не менее 2 мес. (п. 2 ст. 60 указанного Закона).

Названные выше специалисты направляются на работу в контрольно-ревизионные службы, которые создаются при Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссиях субъектов РФ, а в случаях, предусмотренных законом, – и при иных комиссиях. Службы создаются для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с п. 3 ст. 33 указанного Закона сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.

Откомандированные в распоряжение комиссий специалисты на срок их работы в контрольно-ревизионных службах освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов (п. 3 ст. 60 указанного Закона).

Пунктом 1 ст. 42 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” установлено следующее. Работодатель, руководитель государственного органа или его соответствующего подразделения, командир воинской части, администрация учебного заведения, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, проходит военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией РФ до дня официального опубликования результатов выборов Президента РФ обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

Зарегистрированный кандидат по инициативе администрации (работодателя) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах Президента РФ засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом зарегистрированного кандидата, со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента РФ. Если Центральная избирательная комиссия РФ назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения Центральной избирательной комиссией РФ даты повторного голосования. При этом в случае, предусмотренном п. 3 ст. 77 указанного Закона, зарегистрированный кандидат, занявший место выбывшего зарегистрированного кандидата, вновь приобретает права и обязанности, которые связаны со статусом зарегистрированного кандидата.

Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” также установлены гарантии деятельности кандидатов, членов избирательных комиссий и специалистов, направляемых для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях.

Согласно ст. 47 указанного Закона работодатель, руководитель государственного органа или его подразделения, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации Центральной избирательной комиссией РФ соответствующего федерального списка кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время в течение указанного срока.

Зарегистрированный кандидат по инициативе работодателя (администрации образовательной организации) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу, военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Период участия зарегистрированного кандидата в выборах депутатов Государственной Думы засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до его регистрации кандидатом.

Согласно ст. 70 указанного Закона за счет средств федерального бюджета финансируются расходы избирательных комиссий на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы. Также финансируются расходы на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях.

Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на указанный период на основании представления избирательной комиссии, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Порядок выплаты и размеры компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Центральной избирательной комиссией РФ за счет и в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы.

Специалисты (в том числе руководители) государственных органов, иных органов и организаций, включая ЦБ РФ, Сберегательный банк РФ, главные управления (национальные банки) ЦБ РФ в субъектах РФ, направляемые для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях, на период работы в этих службах освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Указанным специалистам также может выплачиваться вознаграждение из средств избирательных комиссий, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы. Эти специалисты могут быть откомандированы в распоряжение избирательной комиссии на срок не менее 5 мес. (ст. 71 вышеназванного Закона).

Согласно ст. 5.7 КоАП отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2 тыс. руб.

8. Согласно ст. 131 НК свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы. Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета РФ. Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298.

9. Статьей 95 ГПК предусмотрено, что свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд и проживание, а также выплачиваются суточные. За работающими гражданами, вызываемыми в суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию за потерю времени исходя из фактических затрат времени и установленного федеральным законом МРОТ. Эксперты, специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.

Денежные суммы, причитающиеся свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей. Оплата услуг переводчиков и возмещение понесенных ими расходов в связи с явкой в суд производятся за счет средств соответствующего бюджета. Порядок выплаты денежных сумм, причитающихся свидетелям и переводчикам, и размеры этих денежных сумм устанавливаются Правительством РФ (ст. 97 ГПК).

10. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 131 УПК суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд, относятся к процессуальным издержкам. В соответствии с ч. 1 ст. 132 УПК наряду с другими процессуальными издержками эти издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета или взыскиваются с осужденных.

11. В ч. 1 ст. 25.14 КоАП предусмотрено, что потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством РФ порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Указанный порядок определен Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140.

В частности, этим Положением устанавливается порядок возмещения расходов, понесенных потерпевшим, свидетелем, специалистом, экспертом, переводчиком и понятым в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Также в Положении утверждается порядок оплаты труда специалистов, экспертов и переводчиков, привлекаемых для участия в осуществлении процессуальных действий по делам об административных правонарушениях.

Потерпевший, свидетель, специалист, эксперт, переводчик и понятой, привлекаемые для участия в осуществлении процессуальных действий по делам об административных правонарушениях, имеют право на возмещение понесенных ими расходов в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Указанные расходы включают расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения и суточные.

Расходы на проезд включают:

стоимость проезда до места вызова и обратно до места постоянного жительства;

страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте;

оплату услуг по предварительной продаже проездных документов;

затраты на пользование постельными принадлежностями на железнодорожном транспорте;

стоимость проезда транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу.

Возмещение потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым расходов на проезд производится на основании проездных документов, но не выше:

для железнодорожного транспорта – стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

для водного транспорта – стоимости проезда в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

для автомобильного транспорта – стоимости проезда в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси);

для воздушного транспорта – стоимости проезда в салоне экономического класса.

При отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, возмещение производится в размере минимальной стоимости проезда:

железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

водным транспортом – в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;

автомобильным транспортом – в автобусе общего типа.

Возмещение расходов по найму жилого помещения и выплата суточных потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым за дни явки по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также за время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, производятся в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ о возмещении расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Суточные не выплачиваются, если у потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Специалисты, эксперты и переводчики получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению суда, органа, должностного лица (за исключением случаев, когда эта работа входит в круг их служебных обязанностей либо когда она выполняется ими в качестве служебного задания).

Выплаты потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым производятся по выполнении ими своих обязанностей на основании постановления судьи или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и которые привлекали этих лиц для участия в осуществлении процессуальных действий, за счет средств, предусмотренных на указанные цели судам и органам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

Выплаты производятся также в тех случаях, когда процессуальные действия, для осуществления которых лицо вызывалось, не произведены по независящим от этого лица обстоятельствам.

12. В федеральном законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие обязанность работодателя освобождать от работы работника, являющегося депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе (без отрыва от основной деятельности).

Согласно ст. 11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ. Этими актами регламентируется также порядок освобождения от основной производственной или служебной деятельности лица, осуществляющего депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности.

Так, освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей депутата, осуществляющего полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности, предусмотрено Законом Республики Адыгея от 18 июля 1997 г. N 46 “О статусе депутата Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея” (ст. 26). Такое освобождение производится по инициативе депутата на основании его письменного уведомления. Каких-либо других документов не требуется.

Аналогичная норма предусмотрена в Законе Астраханской области от 22 июля 2003 г. N 35/2003-ОЗ “О статусе депутата Государственной Думы Астраханской области”. Согласно ст. 18 данного Закона выплата среднего заработка депутату Думы за период освобождения его от работы на время осуществления депутатской деятельности компенсируется за счет средств, предусмотренных в бюджете Астраханской области на содержание Думы.

Частью 5 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” предусмотрено, что выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с данным Законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

Однако, определяя статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, указанный Закон не предусматривает гарантий работникам, осуществляющим полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на непостоянной основе, в части освобождения их от работы с сохранением места работы (должности) на время исполнения обязанностей выборных должностных лиц местного самоуправления.

13. См. также: Федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”; от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации”; Федеральные законы от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”; от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”; от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации”; от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ “О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации”; Постановление Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245 “Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд (кроме Конституционного Суда Российской Федерации и арбитражного суда)”, Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. N 257 “О порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве”; Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2003 г. N 666 “Об утверждении Положения о возмещении расходов специалистам правоохранительных или контролирующих государственных органов, привлекаемым для оказания содействия в проведении таможенного контроля”; Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 “Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий”; Приказ Минсельхоза России от 23 января 2002 г. N 31 “Об организации деятельности внештатных инспекторов гостехнадзора”.

Тяжелое бремя оклада


Для того чтобы устроиться на работу за хорошие проценты, но без оклада или за очень скромный fix, нет нужды предаваться длительным поискам. Джоб-порталы, газеты, интернет-форумы пестрят подобными предложениями.

Но даже при всей легкости трудоустройства и заманчивых условиях желающих поработать за «чистый» процент почти не находится. Не всем известно, что сдельная оплата труда по сравнению с фиксированным окладом имеет целый ряд неоспоримых преимуществ.

Почти свой бизнес. Работу без fix’а вполне можно считать собственным бизнесом, о котором многие так мечтают. Больше не надо никому подчиняться, ни перед кем отчитываться — вы сами составляете план работы и сами контролируете его выполнение. Никаких выговоров и требований со стороны начальства.


Свободный график. Очень часто работа без fix’а предполагает свободный график, ту самую возможность принадлежать себе и распоряжаться временем по собственному усмотрению. Удобно начинать рабочий день в 11:00, а заканчивать в 17:00? Пожалуйста!

Неограниченный доход. При фиксированном окладе вы всегда получаете одинаковую сумму вне зависимости от результатов работы. В работе за проценты доход, как правило, ограничивается только вашими умениями и трудоспособностью.

«При данной схеме оплаты труда заработная плата напрямую зависит от эффективности работы сотрудника. Если он эффективен, то ему предоставляется возможность получать намного больше фиксированной ставки. При этом, как правило, бонусная система не ограничивает размер премии, которую может получить работник», — комментирует Мария Силина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *