Статья 19. Обязанности и права народных дружинников | ГАРАНТ

История

Первые добровольные народные дружины охраны общественного порядка были в инициативном порядке созданы в 1955—1957 годы коллективами ряда предприятий Ленинграда: самая первая (120 чел.) возникла на Кировском заводе, впоследствии дружины были созданы на заводе «Русский дизель», металлическом заводе, Невском машиностроительном заводе им. В. И.

Ленина, машиностроительном заводе им. Карла Маркса и Ижорском заводе им А. А. Жданова. К 1958 году в Ленинграде насчитывалось 179 дружин общей численностью 8 тыс. чел. (в основном, рабочих, инженерно-технических работников и студентов), в это же время движение получило поддержку со стороны профсоюзных организаций[16].

На рубеже 1958—1959 гг. движение получило поддержку со стороны партийных и государственных структур и стало массовым. В 1958 году в Ленинграде действовали почти 700 дружин, в составе которых насчитывалось около 15 тысяч дружинников[17]. Позже такие дружины были созданы и в других крупных промышленных центрах.

Основываясь на этом опыте, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 года приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Это постановление стало основным нормативно-правовым документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 1970-х годов[18].

В 1959 году в посёлке Верея Московской области РСФСР из рабочих фабрики «Спартак» (имевших лицензии охотников) была создана первая бригада по борьбе с браконьерством, действовавшая совместно с лесниками, охотинспекторами и сотрудниками милиции. В октябре 1959 года было предложено привлечь организованных дружинников к участию в борьбе с браконьерами и в других районах СССР[19].

В связи с тем, что в период после 1960 года участились случаи агрессивного сопротивления дружинникам со стороны правонарушителей, 15 февраля 1962 года было принято Постановление Президиума ВС СССР «О усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников»[17].

В конце 1962 года дружинники помимо патрулирования начинают работать в микрорайонах при жилищных конторах[16].

В апреле 1964 года в Ленинградском военно-охотничьем обществом была создана инициативная группа, которую возглавил подполковник запаса К. Е. Ярыгин. В дальнейшем, на её основе возникла Ленинградская народная дружина по охране природы, принимавшая участие в задержании браконьеров.

К началу июля 1965 года такие дружины были созданы и в других охотсообществах на территории Киевской, Одесской, Ленинградской, Московской, Свердловской, Омской и других областей СССР[20]. При исполнении обязанностей дружинники действовали совместно с охотоведами и лесниками и могли иметь свои охотничьи винтовки и ружья, так как браконьеры могли оказать вооружённое сопротивление[21].

По состоянию на 1970 год в СССР действовали 100 тыс. народных дружин[1].

По состоянию на начало 1972 года, численность дружинников в СССР составляла почти 7 млн человек, в течение 1971 года ими было задержано свыше 5 тыс. преступников, предотвращено значительное количество правонарушений[22].

В 1984 году в СССР насчитывалось 282 тысячи дружин (в составе которых действовали 40 тыс. оперативных комсомольских отрядов), 50 тыс. пунктов охраны общественного порядка[23] и 13 млн дружинников, ежедневно на дежурство выходили до 400 тыс. человек[24].

Организационная структура

Народным дружинам оказывали организационно-методическую помощь по линии местных органов внутренних дел и материально-техническую помощь (предоставление помещений, телефона, мебели…) по линии руководства предприятий, местных Советов и органов ДОСААФ.

В марте 1960 года в Ленинграде был создан первый общегородской штаб ДНД и начали проводить обучающие семинары для дружинников[16]. Позднее, на основе анализа опыта деятельности дружин МВД СССР и Министерством юстиции СССР была разработана единая 24-часовая программа подготовки дружинников.

В дальнейшем, к началу 1970-х годов, за каждой дружиной был закреплён определённый участок территории, а штабы народных дружин, которые осуществляли общее руководство деятельностью дружинников, создавались не только на общегородском уровне, но и на уровне городских районов, а также на предприятиях, имевших дружины численностью свыше 100 человек[1].

В начале 1970-х годов для повышения эффективности работы ДНД в составе крупных дружин в некоторых городах СССР выделяли специализированные формирования[22]:

В период после 1974 года была создана единая организационная структура народных дружин, в составе которых выделяли[23]:

Кроме того, к 1984 году в некоторых городах действовали иные формы специализированных дружин:

После того, как 1 декабря 1978 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов», в Грузинской ССР и ряде других мест были организованы «зелёные патрули» ДНД в районе заповедников, заказников и охотхозяйств.

Дружинники оказывали помощь сотрудникам милиции и охотинспекторам в патрулировании местности, борьбе с очагами возгорания, противодействии нарушениям режима заповедных зон (разведение костров, выброс мусора, вырубки…), рыболовства и охоты[26].

Кроме того, известен случай создания на базе народной дружины подразделения муниципальной милиции — 11 января 1990 года в связи с осложнением криминальной обстановки и ростом межнациональной напряжённости, жителями посёлка Колхозабад Таджикской ССР в инициативном порядке был создан отряд муниципальной милиции для ночного патрулирования посёлка и помощи милиции в обеспечении общественного порядка в сельской местности.

Примечания

  1. 123Дружина народная // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. Том 8. М.: «Советская энциклопедия», 1972. стр.512
  2. Невский, Сычёв, 2022, с. 84.
  3. Невский, Сычёв, 2022, с. 89.
  4. Невский, Сычёв, 2022, с. 87—89.
  5. Невский, Сычёв, 2022, с. 86—87.
  6. Административный вестник. — 1926. — № 10. — С. 49
  7. Дела и люди ленинградской милиции / сост. А. Т. Скилягин. — Л.: Лениздат, 1967. — С. 165—166, 186.
  8. Дела и люди ленинградской милиции / сост. А. Т. Скилягин. — Л.: Лениздат, 1967. — С. 179—180.
  9. 12345Шведов В. В.Общества содействия милиции в правоохранительной деятельности РСФСР (1928 - 1932 гг.) // Мониторинг региональной модели исторического общего и профессионального образования : сб. научн. ст. — Екатеринбург: УрГПУ, 2005. — С. 224—234. Архивировано 5 декабря 2022 года.
  10. Чепель А., к.и.н. Прогулка по Вшивому бульвару // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022. — 14 окт.
  11. 12Дела и люди ленинградской милиции / сост. А. Т. Скилягин. — Л.: Лениздат, 1967. — С. 186—187
  12. Селедкин В. ДНД — напоминание о будущем? // Милиция. — 1993. — июнь. — С. 11-15.
  13. Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны / кол. авт., отв. ред. д.и.н. Г. А. Куманев. — М.: Наука, 1988. — С. 302.
  14. Помогли дружинники // Пограничник. — 1984. — № 7. — С. 30.
  15. По сигналу дружинника Д. Омурзакова задержан нарушитель границы // Пограничник. — 1984. — № 8. — С. 21-23.
  16. 123Б. Таукин. Рождённые жизнью // «Советская милиция», № 3, 1984. стр.21-23
  17. 12Н. Лебина. «Надо, Федя, надо…» // «Родина», № 2, 2005. стр.88-93
  18. История создания народной дружины
  19. В. Залипаев. Создавайте бригады по борьбе с браконьерами // журнал «Охота и охотничье хозяйства», № 10, 1959. стр.18
  20. На страже фауны // «Охота и охотничье хозяйство», № 7, 1965. стр.1-2
  21. в качестве примера, 10 октября 1972 года в районе селения Базой в Боханском районе Иркутской области РСФСР задержанный с тушей убитого зверя браконьер В. П. Пенчуков расстрелял охотоведа В. А. Алексеева и дружинника — студента факультета охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института В. Г. Моисеева-Лысенко (в дальнейшем, Пенчуков был осуждён и расстрелян, погибшие — награждены орденами «Знак Почёта» посмертно)
    Преступление и приговор // «Охота и охотничье хозяйство», № 8, 1973.стр.8-10
  22. 12Ю. Феофанов. Патруль добра (рассказ о народной дружине). // «Известия», № 6 (16934) от 8 января 1972. Стр. 5
  23. 1234567ген.-лейт. Б. К. Елисов. Четверть века в строю // «Советская милиция», № 3, 1984. стр.14-19
  24. Федорчук В. В.. Народная забота о правопорядке // «Известия» № 62 (20773) от 02.03.1984, стр.3
  25. Злодеев В. Сильные духом всегда найдут друг друга // «Советская Сибирь», № 74 (26196) от 24.IV.2022 (неопр.). Дата обращения: 10 февраля 2022.Архивировано 22 февраля 2022 года.
  26. Ветров Н. И. Зависит от каждого. М., «Знание», 1982. стр.13
  27. Создана муниципальная милиция // «Известия», № 12 (22915) от 12 января 1990 г. Стр. 1
  28. За чужой счёт // «Правда», № 279 (24170) от 5 октября 1984. С. 6
  29. Именной колодец // журнал «Пограничник», № 6, 1984. стр.20
  30. Андрющенко Н. К. Подвиг Василия Рыбкина. Минск, «Беларусь», 1974. стр.49-53
  31. В. Каширина. Имени дружинника // «Советская милиция», № 3, 1984. стр.30
  32. К. Зелененко. Такой он, Юрий Кадкин // «Советская милиция», № 3, 1984. стр.31
  33. Родная земля // Офицеры границы. сб., сост. В. Я. Голанд. М., «Советская Россия», 1988. стр.275-287
  34. Н. Матуковский. Куда смотрит милиция. Беседа с министром внутренних дел Белорусской ССР В. А. Пискарёвым. // «Известия», № 106 (21183) от 16 апреля 1985. стр.3
  35. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. № 1354 «Об утверждении Примерного положения о добровольной дружине и Типового положения о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь» (недоступная ссылка)
  36. Катерина Борисевич. Дружинники фотографируют нарушителей на минских улицах // «Комсомольская правда — Беларусь» от 23 октября 2022
  37. Добровольные дружинники помогают задержать 30 % нарушителей границы Беларуси // http://telegraf.byАрхивная копия от 19 мая 2008 на Wayback Machine
  38. П. 37 Статья 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа (неопр.). Дата обращения: 20 мая 2022.Архивировано 20 января 2022 года.
  39. Борис Васильев. Наперекор криминальной агрессии. // «Милиция», № 11, 1995. стр. 14-25
  40. Л. Зубков. «Авторозыск» — дивизион общественный // «Милиция», № 9, 1995. стр.30
  41. Мосгордума приняла во втором чтении закон «о московской городской народной дружине»Архивная копия от 4 января 2022 на Wayback Machine // РИА «Новости», 22.02.2002
  42. Закон города Москвы № 36 от 26 июня 2002 года «О Московской городской народной дружине»
  43. Ольга Думкова. «Главное — не врать пацану» // «Криминал-экспресс», № 8, от 21.08-03.09.1994 г., стр.4
  44. А. Кольцов. «Агент» с красной повязкой. // «Милиция», № 2, 1996. стр.18-21
  45. Федеральный закон № 82-ФЗ от 19 мая 1995 «Об общественных объединениях»
  46. Михаил Фалалеев.Милиция призывает граждан к охране общественного порядкаАрхивная копия от 26 декабря 2009 на Wayback Machine // «Российская газета» — Федеральный выпуск № 4864 от 11.03.2009
  47. Премии Правительства Санкт-Петербурга ”Лучшее общественное объедАрхивная копия от 6 октября 2022 на Wayback Machine
  48. СПБ РОО ”ДНД «УЛЬЯНКА» Добровольная народная дружиина (неопр.). Дата обращения: 3 октября 2022.Архивировано 6 октября 2022 года.
  49. ИТАР-ТАСС: Происшествия — Губернатор: в Волгограде патрулировать улицы будут казачьи дружины (неопр.). Дата обращения: 30 декабря 2022.Архивировано 30 декабря 2022 года.
  50. Дружинники в Самаре: кто, зачем, почем 
  51. Сергей Солодовников: итоги работы и причины отставки (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 июня 2022.Архивировано 7 марта 2022 года.
  52. Начало Добровольной молодёжной дружиныАрхивная копия от 28 мая 2022 на Wayback Machine
  53. Кремль создает молодёжные полубоевые дружины под президентские выборы // Вслух. RU от 04.08.2009 (неопр.). Дата обращения: 27 мая 2022.Архивировано 27 февраля 2022 года.
  54. 1000 дружинников приедут на Селигер // «Российская газета» от 27 июля 2009 (неопр.). Дата обращения: 27 мая 2022.Архивировано 2 февраля 2022 года.
  55. Селигер: Создание Ассоциации добровольных дружин (недоступная ссылка)
  56. Анна Сорокина. Казачьи дружины будут помогать кубанским полицейскимАрхивная копия от 9 сентября 2022 на Wayback Machine // «Вести. RU» от 31 августа 2022
  57. Владимир Щербань. Что такое СООПР? // газета «Кировец», № 16 (1856) от 4 ноября 2003, стр.12
  58. Закон Кабардино-Балкарской Республики № 46-РЗ от 26.07.2002 г. «Об участии граждан в осуществлении охраны общественного порядка»
  59. закон Чувашской республики № 35 от 25.11.2003 г. «О народных дружинах в Чувашской республике»
  60. закон Республики Татарстан № 107-ЗРТ от 01.11.2005 г. «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в республике Татарстан»
  61. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 398 от 2 августа 2006 г. «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан „Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан“
  62. Решение Омского городского Совета № 200 от 10.12.2008 „О создании условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка на территории города Омска“
  63. Екатерина Карасёва, Виктория Шапарина. Народному патрулю — бесплатные танцы (недоступная ссылка) // интернет-портал „Родной город“ (Рязань) от 25.03.2009
  64. В случае смерти псковских дружинников на боевом посту их семьи получат единовременные выплатыАрхивная копия от 9 августа 2022 на Wayback Machine // интернет-портал „Псковская лента новостей“ (Псков) от 26.06.2022
  65. Закон Украіни № 1835-III від 22.06.2000 „Про участь громадян в охороні громадського порядку і державного кордону“
  66. »категории граждан, имеющих право на травматику, всем известны… Это судьи, сотрудники правоохранительных органов и их близкие родственники, журналисты (в том числе внештатные), депутаты, военнослужащие, государственные служащие, имеющие категории и ранги, а также «члены общественных формирований по охране общественного порядка».
    Михаил Тищенко. Товар народного потребления. На Украине обещают свободную продажу травматического оружияАрхивная копия от 7 июня 2022 на Wayback Machine / LENTA.RU от 18 мая 2022
  67. Мясник (неопр.). Документальный фильм из цикла Следствие вели…. НТВ. Дата обращения: 29 января 2022.Архивировано 29 января 2022 года.
  68. Витебский душитель (неопр.). Документальный фильм из цикла Следствие вели…. НТВ. Дата обращения: 29 января 2022.Архивировано 30 января 2022 года.

Российская федерация

На муниципалитеты городских округов, на основании пункта 37 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены вопросы по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.[38]

Заметный спад активности ДНД начался с 1989 года. К этому времени традиционные советские организационные формы участия общественности в борьбе с правонарушениями стали малоэффективными в связи с изменением характеристик преступности. С 1992 года серьёзным ударом стала передача коммерческим структурам помещений пунктов общественной охраны правопорядка, приватизация и закрытие крупных предприятий (из трудовых коллективов которых ранее создавались многие ДНД)[39], отсутствие финансирования. Однако отдельные дружины сохранились.

В сентябре 1993 года было принято Постановление Правительства РФ № 959 от 22.09.1993 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов РФ», устанавливавшее нормативно-правовые основы деятельности дружин на территории Российской Федерации. В результате, в ряде мест ДНД были созданы или восстановлены:

Однако уже в 1996 году полковник милиции А. Кольцов отметил изменения в мотивации дружинников: «проблему вовлечения граждан в правоохранительную деятельность приходится решать уже не на энтузиазме, а на каких-то иных началах, решая прежде всего такой вопрос, как материальное вознаграждение за участие в охране общественного порядка»[44]

В 1995 году в России был принят закон «Об общественных объединениях», в соответствии с которым действовавшие ранее нормативно-правовые документы о деятельности народных дружин были признаны утратившими силу, а создание и деятельность дружин и иных общественных объединений граждан по охране правопорядка не предусматривались[45].

По состоянию на начало 2009 года в России действовало более 34 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, в которых состояло более 363 тысяч человек. При этом, несмотря на более чем скромное материально-техническое и финансовое обеспечение ДНД, с участием дружинников в год раскрывалось около 40 тысяч преступлений и выявлялось свыше 400 тысяч административных правонарушений.[46]

В Санкт-Петербурге ежегодно проводится конкурс на звание лучшего дружинника[47] Одной из лучших добровольных народных дружин, удостоенных премии Правительства Санкт-Петербурга является Санкт-Петербургская РОО “ДНД «Ульянка»[48]

30 декабря 2022 года после серии терактов в Волгограде, губернатор Волгоградской области Сергей Боженов сообщил о том, что была образована дружина. Их цель — патрулирование улиц и остановок общественного транспорта.[49]

4 апреля 2022 года вступил в силу федеральный закон № 44-ФЗ от 2 апреля 2022 года «Об участии граждан в охране общественного порядка», главным нововведением которого стало возрождение добровольных народных дружин на территории России.

В 2022 году в Самарской области по инициативе и поддержке начальника ГУ МВД по Самарской области, генерал-лейтенанта милиции Алексея Солодовникова были массово организованны ДНД, с добровольно-принудительным участием в дружине ЧОПов.[50][51]

Памятка «как стать народным дружинником»

Федеральным законом от 2 апреля 2022 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Закон) установлены принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников (статья 14 Закона).

КТО НЕ МОЖЕТ СТАТЬ НАРОДНЫМ ДРУЖИННИКОМ?

В народные дружины не могут быть приняты граждане (часть 2 статьи 14 Закона):

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДРУЖИННИКИ?

Народные дружинники оказывают содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам (статья 8 Закона), в целях чего вправе:

1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов;

3) участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;

4) участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению.

Также граждане могут принимать участие в поиске лиц, пропавших без вести (статья 9 Закона), вправе оказывать иное содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности народных дружин являются (статья 12 Закона):

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ У НАРОДНЫХ ДРУЖИННИКОВ?

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны (статья 12 Закона):

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

КАКИЕ ПРАВА У НАРОДНЫХ ДРУЖИННИКОВ?

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право (статья 17 Закона):

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2022 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 2 апреля 2022 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Согласно статье 25 Закона народные дружинники при исполнении обязанностей народного дружинника находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

Согласно ст. 19.35. КоАП РФ воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника в связи с его участием в охране общественного порядка либо невыполнение его законных требований о прекращении противоправных действий влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Никто не вправе принуждать народных дружинников исполнять обязанности, которые не возложены на них Федеральным законом. При получении указаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, народные дружинники обязаны руководствоваться федеральными законами.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С УЧАСТИЕМ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА?

Согласно статье 65 Закона граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

Согласно ст. 19.36. КоАП РФ совершение народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

КАКОЙ ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В РЯДЫ НАРОДНЫХ ДРУЖИН?

1. Кандидат должен пройти собеседование у командира народной дружины для изучения деловых и личных качеств кандидата в народные дружины.

2. Написать заявление о вступлении в народную дружину на имя командира народной дружины с указанием персональных данных, необходимых для проведения проверок, согласно статье 14 Закона (образец заявления на сайте УМВД в разделе «Народные дружины»).

3. После принятия заявления командиром народной дружины данные на кандидата направляются для проверки в территориальный орган внутренних дел.

4. После прохождения проверок, при соблюдении требований статьи 14 Закона гражданин зачисляется в ряды народной дружины.

5. Граждане, вновь вступившие в ряды народных дружин, проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Прошедшие специальные подготовку дружинники получают удостоверение и нарукавную повязку, которые они обязаны иметь при участии в охране общественного порядка.

Запрещается использование удостоверения народного дружинника, ношение форменной одежды либо использование отличительной символики народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.

КАК ВЫЙТИ ИЗ СОСТАВА НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ?

Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:

1) на основании личного заявления;

2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 2 статьи 14 Закона;

3) при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;

5) в связи с прекращением гражданства РФ.

КАКАЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДНД?

Поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, оказывают органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 6 Закона). ОМСУ также создают условия для деятельности народных дружин.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности (статья 21 Закона).

Согласно статье 26 Закона органы государственной власти и ОМСУ за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности дружинников, предоставлять народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования.

Народным дружинникам по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.

Народным дружинникам может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Законом Амурской  области  от  12 ноября 2022 г. № 438-ОЗ «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Амурской области» установлено, народным дружинникам и членам их семей гарантировано получение материальных компенсаций в случае травмирования, либо гибели народного дружинника, путем выплаты им единовременного пособия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.