урок 1. автономное пребывание человека в природе – основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс – российская электронная школа

Автономное существование человека в природе. обж 6 класс. смирнов

Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Урок 1. автономное пребывание человека в природе -
 Основы безопасности жизнедеятельности -
 10 класс -
 Российская электронная школаУрок 1. автономное пребывание человека в природе -
 Основы безопасности жизнедеятельности -
 10 класс -
 Российская электронная школаУрок 1. автономное пребывание человека в природе -
 Основы безопасности жизнедеятельности -
 10 класс -
 Российская электронная школа

Автономное существование человека в природе — это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях.

Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определённое время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, в горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах всё, что имеется под рукой и что даёт окружающая природная среда. Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной — на возвращение к людям и привычной жизни.

Окончание >>>

Акклиматизация и реакклиматизация

Акклиматизация, это процесс постепенного приспособления организма человека к новым климатогеографическим условиям.

В основе каждой акклиматизации лежит выработка организма приспособительных реакций, направленных на поддержание нормальной жизнедеятельности в данных условиях.

Чем больше отличаются друг от друга климатические условия, тем сложнее и дольше протекает акклиматизация. Нарушение правил акклиматизации как раз и создает предпосылку к чрезвычайной ситуации.

После временного пребывания в соответствующей климатогеографической среде человеку приходится повторно приспосабливаться к ранее привычным условиям жизни. Этот процесс принято называть реакклиматизацией. На реакклиматизацию могут оказать влияние профессия человека, изменение теплового режима, перемена часовых поясов.

На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает неспецифической защитной реакцией — стрессом. Направленным на сохранение гомеостаза — постоянства внутренней среды.

В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно увеличивается. Но до определенного предела остаются обратимыми.

Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

Добровольная автономия человека в природной среде. | презентация к уроку по обж (6 класс): | образовательная социальная сеть

Слайд 1

Добровольная автономия человека в природной среде

Слайд 2

Вспомним Что следует понимать под автономным существованием человека в природной среде? Какие виды автономии бывают и в чем их различие? Назовите личные качества человека, которые необходимы для успешного выживания в природной среде в автономном режиме.

Слайд 3

Добровольная автономия – это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными : активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др. Добровольная автономия

Слайд 4

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям. Главное – подготовка!

Слайд 5

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья. Туризм

Слайд 6

Туристские маршруты пешеходных, горных,водных и лыжных походов подразделяются на шесть категории сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и их технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах людей с разной подготовкой. Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода нe менее 6 дней, протяженность маршрута 130 км. Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность не менее 300 км . Категории сложности

Слайд 7

Добровольное автономное существование в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные , исследовательские и спортивные. Определи цели

Слайд 8

В октябре 1911 г. к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции – норвежская и британская. Цель экспедиций – впервые достичь Южного полюса. Известные путешествия Маршрут Амундсена (Норвегия) Маршрут Скотта (Англия)

Слайд 9

Норвежскую экспедицию возглавлял Руаль Амундсен, полярный путешественник и исследователь. Руаль Амундсен Руаль Амундсен исключительно умело организовал экспедицию и выбрал маршрут движения к Южному полюсу. Верный расчет позволил отряду Амундсена избежать на своем пути сильных морозов и затяжных метелей. Поход был совершен в сжатые сроки, в соответствии с графиком движения, определенным Амундсеном, в пределах антарктического лета.

Слайд 16

19 октября 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии. Весь поход на дистанцию 3000 км при экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 м при постоянной температуре свыше −40° и сильных ветрах) занял 99 дней. На Южном полюсе Покорение полюса

Слайд 17

Во главе британской экспедиции стоял Роберт Скотт – морской офицер, капитан первого ранга, имевший опыт руководителя зимовки на арктическом берегу. Роберт Скотт С самого начала экспедиции Скотта пришлось пережить немало трудностей, отчасти из-за ошибок руководителя, отчасти из-за стечения обстоятельств. Мотосани вышли из строя, а маньчжурских пони, которых Скотт предпочёл собакам, пришлось застрелить: они не выдерживали холода и перегрузок. Тяжёлые сани через расселины в ледяных глетчерах люди тащили на себе.

Слайд 19

Экспедиция Роберта Скотта достигла Южного полюса более чем на месяц позже – 17 января 1912 г. Маршрут дви жения к полюсу, выбранный Робертом Скоттом, был длиннее, чем у норвежской экспедиции, а погодные условия по маршруту – сложнее. На пути к полюсу и обратно отряду пришлось испытать сорокаградусные морозы и попасть в затяжную пургу . Основная группа Роберта Скотта, которая достигла Южного полюса, состояла из пяти человек. Все они погибли на обратном пути во время пурги, не дойдя до вспомогательного склада около 20 км. Победа и трагедия

Слайд 22

Так победа одних и трагическая гибель других увековечили покорение Южного полюса человеком. Стойкость и мужество людей, идущих к намеченной цели, навсегда останутся примером для подражания. В память о Скотте и его товарищах в Антарктиде, на одной из вершин мыса Хижины стоит крест. На нём написана строчка из стихов знаменитого английского поэта Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» Бороться и искать, н айти и не сдаваться

Слайд 23

Ален Бомбар , будучи практикующим врачом в при морской больнице, был потрясен тем, что ежегодно десятки тысяч людей гибнут в море. При этом значительная часть их гибла не от утопления, холода или голода, а от страха, от того, что они поверили в неизбежность своей гибели. Ален Бомбар «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха»

Слайд 24

Ален Бомбар был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добывать ее. Он рассуждал так: все спасательные средства на кораблях (шлюпки, плоты) имеют набор лесок и других орудий для рыбной ловли. В рыбе заключено почти все, в чем нуждается организм человека, даже пресная вода. Пригодную для питья воду можно получить из сырой свежей рыбы, если пожевать ее или просто выдавить из нее лимфатическую жидкость. Морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может помочь человеку спасти организм от обезвоживания. Выжить можно

Слайд 25

Чтобы доказать правильность своих выводов, он в одиночку на надувной лодке, снабженной парусом, провел в Атлантическом океане 60 дней (с 24 августа по 23 октября 1952 г.), живя только за счет того, что он добывал в море. На надувной лодке

Слайд 26

Это была полная добровольная автономия человека в океане , проведенная с исследовательской целью. Ален Бомбар своим примером доказал, что человек может выжить в море, используя то, что оно может дать, что человек многое способен вынести, если не потеряет силы воли, что он должен бороться за свою жизнь до последней возможности. Не терять силы воли

Слайд 27

Ярким примером добровольной автономии человека в природной среде со спортивной целью может служить рекорд , который установил Федор Конюхов в 2002 г. О н пересек Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 сут . и 4 мин. Прежний мировой рекорд пересечения Атлантики , принадлежавший французскому спортсмену Эммануилу Куанду , был улучшен более чем на 11 сут . Федор Конюхов

Слайд 28

Гребной марафон Федор Конюхов начал 16 октября с острова Ла Гомера, входящего в группу Канарских островов, а 1 декабря финишировал на острове Барбадос, входящем в группу Малых Антильских островов. Маршрут

Слайд 29

К этому плаванию Федор Конюхов готовился очень долго , накапливая опыт экстремальных путешествий. (На его счету около сорока сухопутных, морских и океанских экспедиций и восхождений и 1000 cyток одиночного плавания. Он сумел покорить Северный и Южный географические полюсы, Эверест – полюс высоты, мыс Горн – полюс яхтсменов-парусников .) Путешествие Федора Конюхова – это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану. Подготовка

Слайд 30

Любая добровольная автономия человека в природе помогает ему развить в себе духовные и физические качества, воспитывает волю в достижении поставленных целей, повышает его способности переносить различные жизненные невзгоды. Воспитай самого себя

Слайд 31

Вопросы и задания Прочитайте описание экспедиции Р.Амундсена и Р.Скотта к Южному полюсу. Ответьте на вопрос: почему экспедиция Амундсена прошла успешно, а экспедиция Скотта закончилась трагически? 2. Какую цель преследовал А.Бомбар , проведя 60 дней в автономном пребывании в океане? 3. Какие качества Федора Конюхова вы считаете наиболее привлекательными?

Как обеспечить себя водой, огнём, укрытиемв условиях автономного существования

Реки, озера, ручьи, болота, скопление воды на отдельных участках почвы обеспечивают людей необходимым количеством жидкости для питья и приготовления пищи.

Воду из ключей и родников, горных и лесных речек и ручьев можно пить сырой. Но прежде чем утолить жажду водой, её следует очистить от примесей и обеззаразить. Легко изготовить простейшие фильтры из нескольких слоев ткани или из пустой консервной банке, пробив в донышке 3 – 4 небольших отверстия, а затем заполнив песком.

Самый надежный способ обеззараживания воды – кипячение. В случае отсутствия посуды для кипячения подойдет примитивный короб из куска березовой коры при условии, что пламя будет касаться только той части, что наполнена водой. Можно вскипятить воду, опустив деревянными щипцами в берестяной короб нагретые камни.

Используются также «мешочные» солнечные конденсаторы. На живое саксаульное дерево (или другое растение) надо надеть полиэтиленовый мешок, плотно обвязать горловину, мешок перегнуть и уложить его конец в небольшую ямку, вырытую в песке.

Испаряющаяся из веток вода будет собираться в полученное углубление, через каждые 1,5–2 ч мешок желательно развязывать, чтобы растение не задохнулось. Этим способом можно, в зависимости от температуры, объема мешка и вида растения, собрать за 6–8 дневных часов от 0,5 до 1,5 л воды.

Еще один способ заключается в том, что в полиэтиленовый мешок кладут свежесорванные ветки саксаула. Мешок слегка надувают, горловину плотно завязывают и конденсатор выставляют на солнцепек. Вода, выпаренная из веток, будет конденсироваться на пленке и стекать на дно мешка под емкость.

Проще всего добыть огонь, нанося по камню твердой породы скользящие удары кресалом. В качестве кресала можно использовать металлические предметы: напильник, обратную сторону лезвия ножа, лезвие топора. Направление ударов должно быть таким, чтобы искры попадали на трут — легковоспламеняющийся или тлеющий материал.

Широко известный способ — трение дерева о дерево, дерева о камень. Огонь можно добыть высеканием искр ударами камня о камень или камня о металл, а в солнечную погоду — фокусированием луча с помощью лупы, стёкол очков, объектива фотоаппарата.

Найдя природное укрытие, сделайте его более удобным и надежным. Например, поваленное дерево можно использовать как основу для шалаша. Необходимо убедиться, что ствол дерева надежно укреплен, и не упадет на вас во время ночевки, и после, с помощью веток и дополнительных жердей, возвести стены или навес, защищающие от дождя и ветра.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЪЕДОБНОСТИ РАСТЕНИЯ.

  1. Небольшое количество незнакомого растения необходимо растереть между пальцами руки. Если через 15–20 мин вы не почувствуете жжения (покраснения) кожи, положите его на внутреннюю часть локтевого сгиба.
  2. Если через 15–20 мин вы не почувствуете жжения (покраснения) кожи, поместите его между губами.
  3. При отсутствии раздражения, жжения через 15–20 мин возьмите крохотную часть незнакомого растения в рот и разжуйте его, но не глотайте.
  4. При отсутствии раздражения, жжения, горького вкуса через 15–20 мин проглотите его.
  5. Если через 15–20 мин вы не почувствуете тошноты, головокружения и других признаков ухудшения здоровья – используйте в пищу небольшое количество этого растения.
  6. Если на следующий день вы не почувствовали ухудшения здоровья, смело употребляйте это растение в пищу.

Решение оставаться на месте принимается, если:

Решение об уходе с места принимается, если:

При уходе с места оставьте записку, сообщение или/и выложите стрелку, указывающую направление вашего движения.

Понятие и виды автономии

В широком смысле слова автономия (греч. autos — сам и nomos — закон) в конституционном праве означает предоставление какой-либо части (частям) государства самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев под автономией понимают особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава и традиций компактно проживающего в них населения (Северная Ирландия в Великобритании и др.).

Автономные образования могут существовать и в унитарных, и в федеративных государствах. В мире существуют различные виды автономий. Основными являются территориальная и культурно-национальная (персональная) автономии.

Территориальная автономия создается по национальному признаку (этнотерриториальная автономия) или с учетом особенностей быта, традиций, культуры населения конкретной территории в месте компактного проживания этнических или иных групп. В зависимости от объема полномочий выделяют политическую и административную автономии.

В политических автономиях действует местный орган исполнительной власти; создается местный парламент, который принимает законы, не противоречащие законодательству государства. Законы обычно могут издаваться только по вопросам местного значения. В ряде случаев автономии имеют собственную конституцию (Крым в Украине) или собственное гражданство (Аландские острова в Финляндии).

В некоторых странах политические автономии обладают рядом полномочий в международных отношениях (Гренландия в Дании и др.). Административная автономия встречается реже. В таких образованиях местный представительный орган не наделен правом издавать законы, а лишь издает нормативные акты в пределах своей компетенции.

От территориальных единиц, не имеющих статуса автономии, их отличает предоставление широких прав по использованию национального языка (обучение в школах, создание средств массовой информации и пр.) и учет особенностей культурных и иных традиций населения.

Культурно-национальная автономия — предоставление особых прав национальным меньшинствам, проживающим не компактно, а разрозненно, для развития и сохранения национальной культуры, традиций, языка. Для реализации этих целей автономии создают свои организации и выборные органы; они могут иметь представителя в органах государственной власти.

В настоящее время в мире растет количество автономий (например, в 2000 г. административной автономией стал Уэльс в Великобритании).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *