волонтерство: как помогать без надрыва и с радостью? | psychologies

Социально-психологические аспекты волонтерской деятельности студентов-психологов

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Дата публикации: 28.02.2022 УДК 316.43

Е. Е. РусляковА, Е. М. Разумова, Е. Ю. Шпдковскдя

Социально-психологические аспекты волонтерской деятельности студентов-психологов

Волонтерская деятельность является одой из основных форм проявления социальной активности человека. Этот феномен все чаще становится объектом исследований различных областей научного знания. Особенности добровольческой деятельности, ее влияния на личность, мотивы этой деятельности изучаются различными науками о социуме и человеке. Волонтерство как вид просоциального поведения является актуальной темой исследования, особенно проблема мотивации и личностных смыслов волонтерства. В статье описано исследование студентов-психологов, волонтерского цента «По зову сердца», 32 человека. Контрольная группа, студенты не волонтеры – 30 человек. Использованы достоверные методы исследования. Самым распространенным мотивом работы в волонтерском центре, среди опрошенных, является социальная мотивация – 46,9% исследуемых студентов-волонтеров. Проведенное исследование социально-психологических особенностей студентов, участвующих в волонтерском движении позволяет констатировать наличие согласованности нормативных ценностей и их поведенческой реализации, полимотивированности активности, среди которой ведущими являются социальные мотивационные тенденции.

Ключевые слова: социально-психологические аспекты, волонтер, волонтерская деятельность, социальная активность, студенты-психологи, мотивация, ценности, поведение, волонтерское движение

Ссылка для цитирования:

Руслякова Е. Е., Разумова Е. М., Шпаковская Е. Ю. Социально-психологические аспекты волонтерской деятельности студентов-психологов // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (37). С. 301-315. сМ: 10.32744^.2022.1.22

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Accepted: 24 December 2022 Published: 28 February 2022

E. E. Ruslyakova, E. M. Razumova, E. Yu. Shpakovskaya

Social and psychological aspects of volunteer activity of psychology students

Volunteer activity is one of the main forms of human social activity. This phenomenon is increasingly becoming the object of research in various fields of scientific knowledge. Features of volunteer activity, its influence on personality, and motives of this activity are studied by various sciences of society and human. Volunteering as a type of pro-social behavior is an actual topic of research, especially the problem of motivation and personal essences of volunteering. The paper describes the study of psychology students, volunteer center “Answering the call of the heart”, 32 people. Control group, students, who are not volunteers, 30 people. Reliable research methods were used. The most common motive of work in the volunteer center among the respondents is social motivation, 46.9% of the students-volunteers under study. The study of social and psychological characteristics of students participating in the volunteer movement allows stating the presence of consistency of normative values and their behavioral realization, polymotivation of activity, among which the social motivational tendencies are the leading ones.

Key words: social and psychological aspects, volunteer, volunteer activity, social activity, psychology students, motivation, values, behavior, volunteer movement

For Reference:

Ruslyakova, E. E., Razumova, E. M., & Shpakovskaya, E. Yu. (2022). Social and psychological aspects of volunteer activity of psychology students. Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education, 37 (1), 301-315. doi: 10.32744/pse.2022.1.22 (In Russ., abstr. in Engl.)

_Введение

е современных условиях волонтерская деятельность является одой из основных форм проявления социальной активности человека. Этот феномен все чаще становится объектом исследований различных областей научного знания. Добровольная деятельность, ее особенности, ее влияния на личность, мотивы этой деятельности изучаются в педагогике, психологии, социологии и других науках.

Волонтерство как вид просоциального поведения активно рассматривается в современной психологической науке [1-4]. Наиболее животрепещущими темами исследования волонтерской активности являются проблемы ее мотивации, стимулирование психологических особенностей студентов-психологов, предрасположенных к тем либо другим ее формам. Данные вопросы выступают предметом многочисленных теоретических и методических исследований.

В научных исследованиях популярным объектом исследования выступает волонтерская деятельность студентов. Она рассматривается как деятельность, способная повлиять на уровень благополучия студентов, как социальная технология, заключающаяся в самоопределении и самоорганизации молодежи, как форма организации серьезного досуга представителей молодого поколения [2]. Ряд исследователей изучают волонтерскую деятельность, сопоставляя ее как важный этап профессионального становления личности, как ресурс, способный активизировать творческую инициативу молодых людей [5]. Волонтерство также исследуют как педагогический процесс, формирующий готовность обучающихся вузов к реализации социальной роли гражданина [1].

Многочисленные научные рассуждения о волонтерской деятельности основной акцент расставляют на ее мотивации и личностных смыслов волонтера [3]. Так, А.Н. Леонтьев указывает о существенной связи личностных смыслов (мотива) со значением деятельности человека [6]. Система личностных смыслов является характеристикой индивидуальности, открывая для личности «значение знаний» предметных и общественных норм ради достижения целей деятельности [8].

Е.Е. Насиновская указывает, что индивид только тогда полноценно может самоактуализироваться, когда вся его активность имеет для него важный личностный смысл [7; 8].

Занимаясь изучением развития мотивации к волонтерской деятельности, Батаршев A.B. отмечает, что смысл выступает окончательной точкой в цепи активности человека: «потребность – мотив – цель – смысл» [9, с. 114-115].

Полноценная добровольная деятельность, как отмечает Алтунина И.Р. выполняет несколько функций на общем уровне: интегративную, стабилизирующую, стимулирующую, нормообразующую; и на личностном уровне: познавательную функцию, функцию самопознания, социализации, самоутверждения [10].

Существуют исследования, посвященные как структурно-содержательным характеристикам волонтерства, так и психологическим особенностям добровольцев. Однако, следует отметить недостаточность научных исследований в этих областях. Современные исследования волонтерской деятельности стремятся рассмотреть ее как ресурсы самореализации личности. Так, Капустина А.Н. изучает мотивы молодых людей (в возрасте до 22-х лет), побуждающие их к волонтёрской деятельности, а также рассматривает их социально-психологические свойства, ценности и ориентации [11].

Все большее количество работ посвящается изучению волонтерской деятельности при организации инклюзивного образования [12], ее роли в профессиональной подготовке студентов-психологов, для формирования у них важных личностных и профессиональных качеств (альтруизм, эмпатия, дисциплинированность, доброта), теоретических знаний по смежным дисциплинам и важных умений (слушать и слышать, оказывать первую помощь и психологическую поддержку) [13].

Огромное количество исследовательских работ так или иначе указывают на необходимость студентов – психологов обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками работы с людьми с разными психологическими и психосоматическими проблемами. Так, на использование в психотерапии метода преодоления последствий детских травм, депривации и жестокого обращения М. Мюррей указывает Петрова Е.А. [14]. Практикующий психолог, например, обязан иметь представление о том, как развивается способность детей дошкольного возраста понимать свои эмоции и эмоциональные состояния других людей [15]. Знания об оказании влияния на состояние психосоматического здоровья являются очень важными в модели профессиональной деятельности практикующего психолога [16]. При организации работы с детьми, пережившими разного рода психотравмы, например, сексуальное насилие или агрессию [17] также будут необходимы соответствующие знания и умения будущих психологов. А также при работе с людьми с соматическими расстройствами, медицинскими заболеваниями [18-20] те качества, на которых делает акцент волонтерская деятельность, являются необходимыми.

—|— f f j v J

Таким образом, накоплен богатейший теоретический и эмпирический материал, открывающий возможности для понимания специфики феномена студенческого во-лонтерства. Однако в литературе недостаточно освещены аспекты, касающиеся деятельности волонтеров именно в российских вузах, выделяющие особенности их деятельности и мотивации. Поэтому изучение мотивационных критериев волонтерского движения приобретает особую актуальность.

В связи с этим, целью нашего исследования является: изучение социально-психологических аспектов волонтерской деятельности студентов-психологов.

Объектом исследования является волонтерская деятельность. Предметом исследования выступают социально-психологические аспекты волонтерской деятельности студентов-психологов.

Гипотеза исследования: у волонтеров студентов-психологов в большей мере выражен мотив «стремления к людям» и меньшей мере мотив «страх быть отвергнутыми», в отличие от студентов, не участвующих в волонтерском движении.

_Материалы и методы

Для достижения цели нашего исследования были использованы ряд методик: анкета выявления мотивации волонтеров (А.А. Воробьева); ценностный опросник Ш. Шварца [21]; методика «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин) [22]; опросник аффилиации (А. Мехрабиан, модификация М. Ш. Магомед-Эминова) [23]; тест-опросник «Измерение мотивации достижения» (А. Мехрабиан, модификация М. Ш. Магомед-Эминова) [24].

В исследовании принимали участие 62 человека из них первую группу составили 32 студента-психолога из волонтерского центра «По зову сердца» (из них 43,75% – юно-

ши, 56,25% – девушки; средний возраст респондентов – 20,4 года); 2 группу составили 30 студентов, не участвующие в волонтерской деятельности (из них 46,66% – юноши, 53,33% – девушки; средний возраст респондентов – 20,8 года).

_Результаты исследования

В ходе проведения анкетирования для выявления мотивации волонтеров (А.А. Воробьева) были получены следующие результаты:

Самым распространенным мотивом работы в волонтерском центре, среди опрошенных, является социальная мотивация – 46,9% исследуемых студентов-волонтеров. Следом идет личная мотивация – 28,1% респондентов. Социальной ответственности дали предпочтение 25,0% респондентов.

Студенты участвуют в волонтерском движении:

– ради расширения опыта построения взаимодействия с разными категориями людей (18,8% респондентов);

– ради получения опыта разрешения различных жизненных ситуаций (9,38% респондентов);

– ради желания больше узнать о мире, использовать новые возможности, освоить новые способы поведения (9,38% респондентов);

– в целях развития специализированных знаний, умений и навыков (15,6% респондентов);

– ради помощи другим людям (12,5%);

– ради установления деловых взаимоотношений и межличностных контактов и связей (34,4% респондентов).

То есть, можно сказать, что более половины опрошенных студентов включаются в волонтерскую работу ради приобретения нового учебно-профессионального опыта и установления деловых связей. Таким образом, среди мотивов преобладают эгоистически тенденции, связанные с получением психологической выгоды.

Анализ результатов анкетирования студентов-волонтеров позволил выделить основные потребности студентов-волонтеров, которые успешно реализуются в рамках волонтерской работы (предполагался выбор нескольких вариантов ответа).

– Потребность студенту-волонтеру быть нужным другому человеку (72% выборов данного варианта ответа). Волонтерство разрешает почувствовать собственную полезность. Данная категория становится важным мотивом для студентов-волонтеров. Ощущение собственной полезности и важности выполняемой работы придает смысл волонтерской активности. Подобные переживания обладают бесспорной ценностью для личности на данном этапе возрастного развития.

– Потребность в общении (57%). Для юношеского периода общение является ведущим видом деятельности. В группе людей, разделяющих ценности и цели вместе с тобой, волонтерам легче заниматься совместной деятельностью, расширяя круг социальных контактов. Для студентов-волонтеров важно понимать, что совместная активность и реализации разнообразных проектов позволит существенно расширить социальные связи как в сфере административного управления, так в политике и в бизнесе.

– Потребность в творчестве (54%). Волонтерская деятельность открывает широкие возможности для студентов разных направлений профессионального обучения проявить свои творческие наклонности и способности, проявить потенциал своей креатив-

ности. Для удовлетворения этой потребности создаются все условия, а разнообразные формы участия в волонтерстве предоставляют базу для самореализации: публичные выступления разного содержания и перед самой широкой аудиторией, разработка сценариев выступлений и планирования реализации проектов, участие в журналистской и рекламной деятельности, разработка дизайн-проектов. Творчество обладает колоссальным потенциалом, стимулируя личностный рост и развитие. Кроме того, творчество поддерживает эстетические ценности молодых людей, приобщая их к прекрасному.

– Потребность в самореализации и построении карьеры (52%). Студенты как будущие специалисты стремятся к своему профессиональному самоопределению, а волонтерская деятельность предоставляет возможности для расширения своего профессионального репертуара и получения первичного опыта реализации организаторских, лидерских способностей. Участие в волонтерском движении, в целом, является хорошим условием для конкурентоспособности на рынке труда и важным фактором построения своей личной карьеры.

– Потребность в приобретении социального опыта (51%). У студентов-волонтеров присутствует выраженное стремление к получению широкого социального опыта в виде разнообразия своей жизни, новых событий и сопутствующих им переживаний, новых впечатлений и эмоций, открытия новых возможностей для себя.

– Потребность в подтверждении независимости и улучшения Я-концепции (50%). Участие в серьезных социально-важных мероприятиях поднимает статус волонтеров, позволяет оптимизировать самооценку и Я-концепцию личности. Получаемое социальное одобрение способствует не только становлению чувства взрослости, но и закрепляет общественные нормативные представления, способствует интериоризации нормативных установок.

Анализ полученных результатов по методике «Ценностный опросник» Ш. Шварца (см. табл. 1 и 2) позволяют констатировать следующее:

Сфера нормативных идеалов студентов-волонтеров представлена в виде приоритетов таких ценностей как: «гедонизм», «безопасность», «самостоятельность», «доброта». Студенты, не принимающие участие в волонтерском движении, отдают первые позиции следующим ценностям: «самостоятельность», «стимуляция», «достижения», «безопасность».

Математический анализ полученных результатов по методике «Ценностный опросник» Ш. Шварца позволил выявить статистически значимые различия между экспериментальными группами в сфере нормативных идеалов в ценностях гедонизма ^=2,36) и безопасности ^=2,12).

На индивидуальные приоритетные позиции студенты-волонтеры ставят такие ценности, как: «гедонизм», «доброта», «достижения», «самостоятельность», что дает нам представление о тех ценностях, которые реализуются в социальном поведении (см. табл. 2). Студенты, не принимающие участие в волонтерском движении на первые места ставят такие ценности, как: «самостоятельность», «гедонизм», «достижения», «стимуляция».

Математический анализ с помощью ^критерия Стьюдента позволил выявить следующие статистически значимые различия в ценностях в сфере индивидуальных приоритетов у студентов-волонтеров и студентов не принимающих участие в волонтерском движении: по шкале «Традиции» ^=2,42). Согласно Ш. Шварцу эта ценность связана с ролью и функционированием важных социальных ритуалов и закреплением в тра-

дициях, обычаях и групповых нормах. Социальное поведение, соответствующее традициям, становится символом групповой психологии, выражением единых установок и гарантирует воспроизводимость общественных отношений. Мотивационным центром этой ценности является – уважение к исторически сложившимся способам восприятия социальной действительности и реагирования на разнообразные жизненные ситуации, принятие культурных стереотипов, а также следование и приверженность им, подчинение собственного “Я” сложившимся традиционным формам поведения и деятельности.

Таблица 1

Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов

у респондентов экспериментальных групп

Ценности на уровне индивидуальных приоритетов Группа 1 студенты-волонтеры Группа 2 студенты ^критерий Стьюдента

Среднее (т) Стандарт. отклонение Среднее (т) Стандарт. отклонение

Конформность 3,4 0,9 3,6 0,9 1,03

Традиции 3,1 0,8 3,1 0,8 0,02

Доброта 4,6 1,2 4,3 1,2 1,37

Универсализм 4,1 1,1 3,8 1,1 1,02

Самостоятельность 4,7 1,3 4,8 1,6 0,37

Стимуляция 4,5 1,2 4,6 1,4 0,29

Гедонизм 4,9 1,7 4,2 1,3 2,36 *

Достижения 4,5 1,5 4,4 1,3 0,34

Власть 3,9 1,3 3,6 0,8 1,69

Безопасность 4,8 1,4 4,4 1,5 2,12 *

Статистически значимые результаты Ыр=2,04 при при р<0,05 отмечаются – * tкр= 2,75 при р<0,01 отмечаются – **

Таблица 2

Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов у респондентов экспериментальных групп

Ценности на уровне индивидуальных приоритетов Группа 1 студенты-волонтеры Группа 2 студенты ^критерий Стьюдента

Среднее (т) Стандарт. отклонение Среднее (т) Стандарт. отклонение

Конформность 2,1 0,3 1,8 0,3 0,98

Традиции 2,3 0,2 1,5 0,2 2,42 *

Доброта 2,8 0,4 1,9 0,4 2,29 *

Универсализм 1,9 0,2 1,9 0,2 0,01

Самостоятельность 2,7 0,6 2,6 0,6 0,26

Стимуляция 2,1 0,2 2,2 0,4 0,17

Гедонизм 3,1 0,8 2,4 0,5 2,23 *

Достижения 2,8 0,6 2,3 0,5 1,84

Власть 2,1 0,3 1,8 0,4 1,28

Безопасность 2,3 0,5 1,6 0,4 2,19 *

Статистически значимые результаты tкр=2,04 при при р<0,05 отмечаются – * Ыр= 2,75 при р<0,01 отмечаются – **

Как видно из результатов тестирования ценность «традиции» наиболее ярко представлена, у студентов-волонтеров (т=2,3), в сравнении со студентами, не принимающими участия в волонтерском движении (т=1,5). У студентов-волонтеров присутствуют ярко выраженные атрибуты данной ценности. Студенты-волонтеры, достаточно часто участвуют в выездных мероприятиях, которые осуществляются под эгидой их волонтерской организации, например, проходят подготовку и активно участвуют в проведении различных мероприятий, акций, флешмобов и пр. Также в волонтерском центре имеется не только название, но и символ принадлежности к этой группе (логотип), и наличие отличительной формы у представителей этой общности.

В ходе математического анализа также были выявлены статистически значимые различия в ценности «Доброта» ^=2,29). Данный показатель значительно выше представлен у студентов-волонтеров (т=2,8), чем у обычных студентов (т=1,9). Этот вид ценностей считается результирующим от аффилиативных потребностей и потребностей включения в групповое взаимодействие. Базой для становления данной ценности является доброжелательность, как стремление доставлять положительные эмоции в повседневном взаимодействии с окружающими людьми разной степени близости. Индивиды, имеющие высокую степень выраженности ценности доброты стремятся сохранить благополучие близких людей и тех, с которыми индивид организует и поддерживает контакты и взаимодействие. Для них недопустимо нанесение какого-либо вреда окружающим. Такие люди руководствуются принципами полезности, коммуникативной толерантности, дружбы и ответственности за построение долговременных честных, открытых и доверительных отношений с другими.

Статистически значимые различия отмечены по ценности «Гедонизм» ^=2,23). Ш. Шварц рассматривает в качестве мотивационного центра данной ценности стремление к положительным эмоциям, чувству удовольствия возникающим в разнообразных видах активности личности, в том числе связанных с положительным вознаграждением от выполненной работы или приятного времяпрепровождения, положительного самостимулирования разнообразных видов активности. Согласно полученным нами результатам исследования по данной методике, можно с уверенностью сказать, что ценность «Гедонизм» наиболее выражена у студентов-волонтеров (т=3,1), чем у студентов, не принимающих участие в волонтерском движении (т=2,4).

Так же была выявлена статистически значимая разница по ценности «Безопасность» ^=2,19). Данная ценность является более значимой для студентов-волонтеров (т=2,3), чем для студентов контрольной группы (т=1,6). Мотивационный центр этого вида – это отсутствие опасности и угроз как в отношении физической и психологической целостности себя, так окружающих людей, надежность, предсказуемость, социальный порядок, гармоничная целостность и стабильность межличностных, групповых и общественных отношений.

В результате применения методики «Мотивационный профиль» Ш.Ричи, П.Мартина мы получили следующие данные, которые представлены в таблице 3.

У испытуемых первой группы (студентов-волонтеров) преобладают следующие мотивы: самосовершенствование (т=64,15), креативность (т=51,73), разнообразие (т=43,67), взаимоотношения (т=41,85). Представленные результаты означает, что студенты-волонтеры стремятся к профессиональному и личностному развитию, проявлению своих творческих способностей, разнообразию и налаживанию новых контактов.

Для испытуемых второй группы (студенты) доминируют такие мотивы, как креативность (т=56,37), самосовершенствование (т=44,92), власть (т=46,95), вознагражде-

ние (т=44,61). Можно сказать, что студенты, не принимающие участие в волонтерском движении, ценят возможность проявления творческих способностей, стремятся к самосовершенствованию, приобретению социального статуса и авторитета, а также ориентированы на получение вознаграждения за выполнение определенной деятельности.

Таблица 3

Средние значения выраженности показателей мотивации испытуемых

экспериментальных групп

Ценности на уровне индивидуальных приоритетов Группа 1 студенты-волонтеры Группа 2 студенты ^критерий Стьюдента

Среднее (т) Стандарт. отклонение Среднее (т) Стандарт. отклонение

Вознаграждение 9,53 2,26 44,61 12,13 5,46 **

Условия работы 18,52 3,71 28,57 6,37 2,14 *

Структурированная работа 21,17 3,83 19,23 4,43 0,60

Социальные контакты 34,64 9,22 10,18 3,24 3,87 **

Взаимоотношения 41,85 12,58 8,93 3,95 5,43 **

Признание 17,43 4,62 28,69 7,27 2,32 *

Достижение 12,31 3,87 29,62 8,94 2,29 *

Власть 7,65 2,74 46,95 13,94 4,93 **

Разнообразие 42,64 12,49 41,51 12,85 0,25

Креативность 51,73 15,26 56,37 16,27 0,38

Самосовершенствование 64,15 17,83 44,92 13,22 2,53 *

Интересная работа 38,53 10,94 21,97 4,68 2,61 *

Статистически значимые результаты tкр=2,04 при при р<0,05 отмечаются – * tкр= 2,75 при р<0,01 отмечаются – **

В результате проведения математического анализа эмпирических результатов методики «Мотивационный профиль», были установлены статистически значимые различия по ряду мотивов:

– мотив «Вознаграждение» (1=5,46) – результаты свидетельствуют, что студенты-волонтеры, могут выполнять какую-либо работу без материального вознаграждения, в то же время студенты, не принимающие участие в волонтерском движении, предпочитают получать вознаграждение за проделанную ими работу;

– мотив «Условия работы» (1=2,14) – данные значения показывают нам, что студенты-волонтеры практически не ориентируются на условия, в которых протекает деятельность, в отличие от студентов, не принимающих участия в волонтерском движении;

– мотив «Социальные контакты» (1=3,87) – демонстрирует, что для студентов-волонтеров важным является формирование и поддержание социальных контактов, расширение круга знакомств с новыми людьми из других социальных групп и разных государств, в отличие от студентов, не принимающих участие в волонтерском движении;

– мотив «Взаимоотношения» (1=5,43) – характеризует выраженную потребность в стабильных доверительных и открытых отношениях с другими людьми, чем у студентов, не принимающих участие в волонтерском движении.

– мотив «Признание» (1=2,32) – характеризует потребность волонтеров в социальном одобрении, признании заслуг и уважении;

– мотив «Достижение» ^=2,29) – не является особо значимым для студентов-волонтеров. Они не ориентированы на какие-либо достижения в данный момент их жизни, в отличие от студентов, не принимающих участие в волонтерском движении;

– мотив «Власть» ^=4,93) – студенты-волонтеры имеют слабые потребности во власти и влиятельности, для них не важны атрибуты власти, и ее реализации, самоутверждение через власть не имеет особого значения;

– мотив «Самосовершенствование» ^=2,53) – занимает одно из лидирующих позиций в мотивационной структуре волонтеров, проявляется как стремление к саморазвитию, самоактуализации.

– мотив «Интересная работа» ^=2,61) – для студентов-волонтеров данный мотив связан с стремлением к новому, познанию себя и окружающих, открытию новых возможностей, выходу за рамки «зоны комфорта», реализацией альтруистических посылов.

Таким образом, мы видим существенные различия в структуре и степени выраженности мотивов волонтеров и студентов, не принимающих участия в волонтерской деятельности.

В результате проведения опросника аффилиации А. Мехрабиана (см. табл. 4) у студентов-волонтеров были выявлены основные сочетания мотивов «Стремление к людям» и «Боязнь быть отвергнутыми», которые на наш взгляд непосредственным образом создают основу для интереса к волонтерству и подготовке к эффективной волонтерской деятельности.

Таблица 4

Средние значения выраженности мотивационных тенденции, соотносимых с

потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми у

испытуемых экспериментальных групп

Ценности на уровне индивидуальных приоритетов Группа 1 студенты-волонтеры Группа 2 студенты t-критерий Стьюдента

Среднее (m) Стандарт. отклонение Среднее (m) Стандарт. отклонение

Стремление к людям 40,14 14,46 21,54 10,34 4,628 **

Боязнь быть отвергнутыми 23,76 7,85 38,66 15,61 2,565 *

Статистически значимые результаты Ыр=2,04 при при р<0,05 отмечаются – * tкр= 2,75 при р<0,01 отмечаются – **

В ходе проведения математического анализа диагностических результатов методики аффилиации А. Мехрабиана, были установлены статистически значимые различия в исследуемых группах студентов-волонтеров и студентов, не участвующих в волонтерском движении, по отслеживаемым мотивационным тенденциям. Так установлено что студенты-волонтеры в большей степени испытывают стремление к людям ^=4,628) и меньшей мере испытывают страх быть отвергнутыми ^=2,565), в отличие от студентов, не участвующих в волонтерском движении.

Исходя из анализа соотношения мотивационных тенденций, мы можем выделить ряд категорий. Первую категорию составляют студенты-волонтеры, у которых «Стремление к людям» является преобладающим и высокоразвитым мотивом по сравнению с низкоразвитым «Боязнь быть отвергнутым». Такие студенты активно предпринимают попытки к новым контактам и испытывают от общения только положительные эмоции. По результатам исследования к данной категории можно отнести 34,4% волонтеров.

Вторую категорию составляют студенты-волонтеры, у которых «Стремление к людям» является высокоразвитым мотивом, а «Боязнь быть отвергнутым» имеет средний уровень выраженности мотива. Такие студенты-волонтеры успешно заводят новые контакты, легко находят общий язык, однако могут ощущать переживания по поводу принятия обществом его мыслей, идей и насколько он будет принят обществом. К данной категории, по результатам опросника, можно отнести 53,1% волонтеров.

К третьей категории относятся студенты-волонтеры, у которых средне развиты обе мотивационные тенденции «Стремления к людям» и «Боязни быть отвергнутым». К данной категории относится 12,5% волонтеров.

В результате проведения тест-опросника «Измерение мотивации достижения» (А. Мехрабиан модификация М. Ш. Магомед-Эминова) (см. табл. 5) анализ результатов позволил подойти к следующим умозаключениям:

Для студентов-волонтеров свойственна мотивация достижения (т=179,6). Человек с выраженной мотивацией достижения активен, инициативен, всегда ищет возможности для реализации своих идей. При наличии фрустрирующих событий, использует эффективные копинг-стратегии для преодоления жизненных трудностей и достижения поставленных целей. Активность и результативность деятельности определяются, в большей степени интернальным локусом контроля. Волонтеры доминированием этой мотивационной тенденции демонстрируют умение ставить цели и добиваться их реализации, они способны продуктивно планировать свое поведение и деятельность, подчиняя второстепенные задачи главной цели. Умеют выстраивать долгосрочные планы и соотносить трудность выбираемой задачи с имеющимися на данный момент ресурсами. Умеют оценивать риски и выбирать оптимальные способы их предупреждения. Такие люди способны адекватно оценивать полученные результаты, и в случае необходимости осуществлять гибкую коррекцию поставленных задач или способов достижения целей.

Таблица 5

Средние значения выраженности мотивации достижения у испытуемых

экспериментальных групп

Ценности на уровне индивидуальных приоритетов Группа 1 студенты-волонтеры Группа 2 студенты ^критерий Стьюдента

Среднее (т) Стандарт. отклонение Среднее (т) Стандарт. отклонение

Мотив стремления к успеху / Мотив избегания неудачи 179,6 34,73 115,8 28,56 3,83 **

Статистически значимые результаты tкр=2,04 при при р<0,05 отмечаются – * tкр= 2,75 при р<0,01 отмечаются – **

Для студентов, не участвующих в волонтерском движении свойственно преобладание выраженности мотив избегания неудачи (т=115,8).

Людям с установкой на мотивацию избегания свойственна малоинициативность, неспособность к постановке сложных долгосрочных целей, недостаточная настойчивость в достижении поставленной цели, избегание ответственности. Они крайне осторожны и склонны переоценивать риски. Эти люди, обычно, изыскивают причины отказа от ответственных заданий. Они ставят перед собой неоправданно заниженные цели; слабо оценивают собственные возможности и имеющиеся ресурсы. Часто отдают предпочтение заданиям с пониженной трудностью, не требующих высоких трудо-

вых затрат. Наблюдается склонность к экстраполяции собственных неудач на успехи и пессимистичным ожиданиям.

Результаты математического анализа диагностических данных тест-опросника «Измерение мотивации достижения» (А. Мехрабиан модификация М.Ш. Магомед-Эми-нова) подтверждают существование значимых отличий в мотивации достижения у студентов-волонтеров и студентов контрольной группы ^=3,83).

_Обсуждение результатов

В процессе эмпирического исследования заявленной проблемы было выявлено то, что студенты-волонтеры стремятся к профессиональному и личностному развитию, проявлению своих творческих способностей, они готовы выполнять определенную работу без материального вознаграждения, при этом, даже не задумываясь об условиях работы, в то же время студенты, не принимающие участие в волонтерском движении к такому самопожертвованию, как правило, не готовы, они предполагают получать вознаграждение за проделанную ими работу. Для студентов-волонтеров имеет значение социальное окружение, для них ценно одобрение и признание окружающих, они испытывают потребность во внимании и нужности. У студентов-волонтеров в большей степени присутствует мотив «стремления к людям» и меньшей мере мотив «страх быть отвергнутыми», в отличие от студентов, не участвующих в волонтерском движении. Волонтеры в большей мере, чем студенты, не участвующие в волонтерском движении, предпринимают попытки к новым контактам и испытывают от общения положительные эмоции. Для них более характерна мотивация достижения. Самой распространенной мотивацией активности студентов-волонтеров в волонтерском центре, является социальная мотивация, затем идет личная мотивация и мотивация социальной ответственности. Основными потребностями студентов-волонтеров, которые успешно реализуются в рамках волонтерской работы являются: потребность студента-волонтера быть нужным другому человеку, потребность в общении, потребность в творчестве, потребность в самореализации и построении карьеры, потребность в приобретении социального опыта, потребность в подтверждении самостоятельности и взрослости.

Для студентов-волонтеров наиболее значимые такие ценности на уровне нормативных идеалов, как: «гедонизм», «безопасность», «самостоятельность», «доброта», а ценностями, реализуемыми в социальном поведении, являются: «гедонизм», «доброта», «достижения», «самостоятельность», что показывает большую согласованность ценностей уровня нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов.

Заключение

Проведенное исследование социально-психологических особенностей студентов, участвующих в волонтерском движении позволяет констатировать наличие согласованности нормативных ценностей и их поведенческой реализации, полимотивированности активности, среди которой ведущими являются социальные мотивационные тенденции. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости. Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, может стать углубленное изучение проблемы подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Арович Я. Методы работы с волонтерами / Под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. М.: Карапуз, 2022. 258 с.

2. Полехина Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных материалов // Л.В. Полехина, В.А. Данович, М.А. Чернова. СПб, 2007. 128 с.

3. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: «Фонд содействия образованию XXI века», 2005. С. 30-31.

4. Шабалина B.B. Виртуальная мастерская: подготовка посредников-волонтеров подростковой психологической службы. Спб.: Мед. Пресса, 2001. 175 с.

5. Носова Е.С. Формирование психологической готовности к добровольческой деятельности // Сибирский психологический журнал. 2007. № 75. С. 186-190.

6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 2001. 254 с.

7. Насиновская Е.Е. Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода // Психология в вузе. 2003 № 1-2. С. 216-225.

8. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. М., 1988. 257 с.

9. Батаршев A.B. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи. М.: «Академия», 2009. 192 с.

10. Алтунина И.Р. Структура и развитие мотивов социального поведения. М.: Полиграф-Центр, 2022. 103 с.

11. Капустина А.Н. Волонтёрская деятельность как ресурс самореализации личности // Universum: психология и образование. 2022. № 3-4 (22). С. 6.

12. Мухаметрахимова О.С., Ищенко Т.Н. Организация волонтерской деятельности как условие формирования инклюзивного образовательного пространства в высшей школе // Евразийский союз ученых. 2022. № 4-6 (13). С. 57-59

13. Клименских М.В., Ершова И.А., Виндекер О.С. Роль волонтерской деятельности в профессиональной подготовке студентов-психологов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2-2. С. 519

14. Петрова Е.А. Возможности психотерапии взрослых, имевших в детстве травматический опыт // Вопросы психологии. 2022. № 1. С. 82-91.

15. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 24-36.

16. Лифинцева А.А. Влияние межличностных факторов на психосоматическое здоровье подростков // Вопросы психологии. 2022. № 4. С. 34-44.

17. Sobkin V.S., Adamchuk D.V. The attitudes of Russian teenagers toward sexual aggression // Psychology in Russia: state of the art. 2022. Т. 8. № 3. С. 61-69.

18. Popov N., Lulav-Grinwald D., Bar-Sela G., Heruti I., Levy S. Illness perception differences between russian- and hebrew-speaking israeli oncology patients // Journal of clinical psychology in medical settings. 2022. T. 21. № 1. pp. 33-40.

19. De Wit M., Pulgaron E.R., Pattino-Fernandez A.M., Delamater A.M. Psychological support for children with diabetes: are the guidelines being met? // Journal of clinical psychology in medical settings. 2022. T. 21. № 2. pp. 190-199.

20. Ruslyakova E., Razumova E., Kolesnikova O., Skvortsova M. Bronchial asthma psychological correction in large industrial city // The european proceedings of social & behavioural sciences International Conference. National Research Tomsk Polytechnic University. 2022. pp. 844-850.

21. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

22. Все для личного успеха и эффективного бизнеса: Тест: «Мотивационный профиль» [Электронный ресурс]: nlplife.ru 2001-2022. Available at: http://www.nlplife.ru/articles/test/test-motivacionnyj-profil (дата обращения: 10.10.2022)

23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. 529 c.

REFERENCES

1. Arovich Ya. Methods of working with volunteers / Ed. M.Yu. Kiseleva, I.I. Komarova. School of Social Management: Collection of articles. Moscow, Karapuz Publ., 2022. 258 p. (in Russian)

2. Polekhina L.V. Volunteers and volunteer movement: Collection of reference materials / L.V. Polekhina, V.A. Danovich, M.A. Chernov. Saint-Petersburg, 2007. 128 p. (in Russian)

3. Reshetnikov O.V. Organization of volunteer activities. Teaching manual. Moscow, Foundation for the Promotion of Education in the 21st Century, 2005. pp. 30-31. (in Russian)

4. Shabalina B.B. Virtual workshop: training mediators-volunteers of adolescent psychological services. Saint-Petersburg, Med. Press Publ., 2001. 175 p. (in Russian)

5. Nosova E.S. Formation of psychological readiness for volunteering. Siberian psychological journal, 2007, no. 75, pp. 186-190. (in Russian)

6. Leontyev A.N. Needs, motives, emotions. Moscow, 2001. 254 p. (in Russian)

7. Nasinovskaya E.E. Issues of personality motivation from the position of the activity approach. Psychology in high school, 2003, no. 1-2, pp. 216-225. (in Russian)

8. Nasinovskaya E.E. Methods for studying personality motivation. Experience in the study of the personal-semantic aspect of motivation. Moscow, 1988. 257 p. (in Russian)

9. Batarshev A.B. Educational and professional motivation of young people. Moscow, Academy Publ., 2009. 192 p. (in Russian)

10. Altunina I.R. The structure and development of motives of social behavior. Moscow, Polygraph-Center Publ., 2022. 103 p. (in Russian)

11. Kapustina A.N. Volunteer activity as a resource of self-realization of the personality. Universum: psychology and education, 2022, no. 3-4 (22), p. 6. (in Russian)

12. Mukhametrakhimova O.S., Ishchenko T.N. The organization of volunteering as a condition for the formation of an inclusive educational space in higher education. Eurasian Union of Scientists, 2022, no. 4-6 (13), pp. 57-59 (in Russian)

13. Klimenskikh M.V., Ershova I.A., Vindeker O.S. The role of volunteering in the professional training of psychology students. Modern problems of science and education, 2022, no. 2-2, pp. 519 (in Russian)

14. Petrova E.A. Possibilities of psychotherapy for adults who had a traumatic experience in childhood. Voprosy psychologii, 2022, no. 1, pp. 82-91. (in Russian)

15. Prusakova O.A., Sergienko E.A. Understanding the emotions of children of preschool age. Voprosy psychologii, 2006, no. 4, pp. 24-36. (in Russian)

16. Lifintsev A.A. The influence of interpersonal factors on the psychosomatic health of adolescents. Voprosy psychologii, 2022, no. 4, pp. 34-44. (in Russian)

17. Sobkin V.S., Adamchuk D.V. The attitudes of Russian teenagers toward sexual aggression. Psychology in Russia: state of the art, 2022, vol. 8, no. 3, pp. 61-69.

18. Popov N., Lulav-Grinwald D., Bar-Sela G., Heruti I., Levy S. Illness perception differences between russian- and hebrew-speaking israeli oncology patients. Journal of clinical psychology in medical settings, 2022, vol. 21, no. 1, pp. 33-40.

19. De Wit M., Pulgaron E.R., Pattino-Fernandez A.M., Delamater A.M. Psychological support for children with diabetes: are the guidelines being met? Journal of clinical psychology in medical settings, 2022, Vol. 21, no.2, pp. 190-199. (in Russian)

20. Ruslyakova E., Razumova E., Kolesnikova O., Skvortsova M. Bronchial asthma psychological correction in large industrial city. The european proceedings of social & behavioural sciences International Conference. National Research Tomsk Polytechnic University. 2022. pp. 844-850. (in Russian)

21. Karandashev VN. Schwartz Methodology for the Study of Personality Values: Concept and Methodological Guide. Saint-Petersburg, Rech Publ., 2004. 70 p. (in Russian)

22. Everything for personal success and effective business: Test: “Motivational profile” [Electronic resource]: nlplife.ru 2001-2022. Available at: http://www.nlplife.ru/articles/test/test-motivacionnyj-profil (accessed 10 October 2022)

23. Rogov E.I. Handbook of practical psychologist in education: Textbook. Moscow, VLADOS Publ., 1996. 529 p. (in Russian)

Информация об авторах Руслякова Екатерина Евгеньевна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат психологических наук, доцент

кафедры психологии Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Разумова Елена Михайловна

(Россия, г. Магнитогорск) Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Шпаковская Елена Юрьевна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Information about the authors

Ekaterina E. Ruslyakova

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Elena M. Razumova

(Russia, Magnitogorsk) PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Elena Yu. Shpakovskaya

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *